ВСЕ   А   Б   В   Г   Д   Е   Ж   З   И   К   Л   М   Н   О   ВСЕ

Капелюха Дмитрий
(Тула)

Капелюха Дмитрий

1967 года рождения.

Специальность - художник-гравер.

С 1988 года по 1993 год работал в Центральном Конструкторском Бюро Спортивного и Охотничьего оружия.

С 1993 года занимается авторским художественным оружием. Член Творческого Союза Художников России с 2001 года.

Участник многих российских и международных выставок. Работы находятся в частных собраниях.


Сайт мастера:

E-mail: mitrovan@rambler.ru

Участие в выставках:

  •   -  "Гражданское оружие - законность, надежность, безопасность", Центральный Музей Вооруженных Сил, с 11 мая по 1 июля 1994г.
  •   -  "Кузнецы Москвы", Центральный Дом Художников, с 22 декабря 1994г. по 7 января 1995г.
  •   -  "Московская Международная оружейная выставка", Москва, Центральный выставочный зал "Сокольники", 9-13 июля 1997г.
  •   -  "Московская Международная оружейная выставка", Москва, Центральный выставочный зал "Манеж", 9-14 июня 1998г.
  •   -  Конкурс "Ювелирное и оружейное мастерство России на рубеже веков"
  •   -  "Наши имена", Москва, Государственный Исторический музей, август-сентябрь 1998г.
  •   -  "Современное авторское художественное оружие в России", представление одноименного компакт-диска и выставка работ мастеров "Гильдии"; Парадный зал Российского Фонда Культуры, 23 декабря 1999 г.
  •   -  "Клинки России-2000. Традиции и современность" в Оружейной Палате Государственного историко-культурного музея-заповедника "Московский Кремль"
  •   -  "Клинки России-2001. Современное художественное оружие" в Оружейной Палате Государственного историко-культурного музея-заповедника "Московский Кремль"
  •   -  "Современное авторское холодное оружие" в Тульском Государственном музее оружия, 18 -24 мая 2002г
  •   -  "Оружие, имеющее культурную ценность", Государственная Дума Российской Федерации, 18 октября 2002г
  •   -  1-я Международная выставка "Природа, Охота и охотничьи трофеи", 5-8 декабря 2002г
  •   -  "Современное авторское холодное художественное оружие" в Тульском Государственном музее оружия, 10 -20 октября 2003г
  •   -  "Современное авторское художественное оружие" на Всероссийской юбилейной конференции, посвященной 35-летию со дня создания подразделений лицензионно-разрешительной работы МВД России, 18 февраля 2004г. Москва.
  •   -  Биеннале"Клинки России" - c 6 апреля по 12 мая 2004 г. в Выставочном зале Успенской Звонницы Московского Кремля
  •   -  "Современное авторское холодное художественное оружие" в Тульском Государственном музее оружия, 13 -31 октября 2004г
  •   -  "Современное авторское холодное художественное оружие" в Тульском Государственном музее оружия, 27 ноября - 18 декабря 2006г
  •   -  1-й Международный фестиваль современного искусства "Традиции и современность" в Манеже, 24-27 января 2007г
  •   -  Выставка "Художник и клинок. Современное авторское холодное художественное оружие" в Нижегородском Художественном музее, 20 сентября - 20 октября 2007г
  •   -  Выставка "Магия клинка" МВК им. М.Т. Калашникова, 20 августа - 20 октября 2014 года
  •   -  Выставка "Стиль. Образ. Гармония. Мастера-оружейники современной России" Государственный Эрмитаж, западина восточной галереи. 18 июня - 25 сентября 2016 года.
  •   -  Выставка "Симфония холодной стали" МВК им. М.Т. Калашникова (г. Ижевск) 03.11.16-27.01.17
  •   -  Выставка "Рукотворная связь времён. Россия ХХI век. ГИМ. 15.02-04.07.22

Работы мастера

  • Пара охотничьих ножей в ножнах (1995г)

    Пара охотничьих ножей в ножнах (1995г)
    • Автор - Капелюха Дмитрий
    • Дамасская сталь, мельхиор, орех
    • Ковка, гравировка, чеканка, резьба, оксидирование

    Дизайн - Д.Капелюха

    Клинки - А.Курбатов

  • Нож охотничий "Утиная охота" в ножнах (1997г)

    Нож охотничий "Утиная охота" в ножнах (1997г)
    • Автор - Капелюха Дмитрий
    • Дамасская сталь, сталь, мельхиор, орех
    • Ковка, гравировка, чеканка, резьба, оксидирование

    Дзайн - Д.Капелюха

    Клинок - А.Курбатов

  • Нож охотничий "Модерн" (1999г)

    Нож охотничий "Модерн" (1999г)
    • Автор - Капелюха Дмитрий
    • Дамасская сталь, сталь, орех
    • Ковка, гравировка, чеканка, всечка белого металла

    Дизайн - Д.Капелюха

    Клинок - А.Курбатов

  • Нож охотничий в ножнах "Оленуха" (2000г)

    Нож охотничий в ножнах "Оленуха" (2000г)
    • Автор - Капелюха Дмитрий
    • Дамасская сталь, сталь, белый и желтый металлы, орех
    • Ковка, гравировка, чеканка, всечка белого, желтого металла, резьба, оксидирование

    Дизайн - Д.Капелюха

    Клинок - А.Курбатов

  • Нож охотничий "Дикая природа" (2000г)

    Нож охотничий "Дикая природа" (2000г)
    • Автор - Капелюха Дмитрий
    • Дамаск, сталь, желтый металл, орех
    • Ковка, гравировка, инкрустация желтым металлом, резьба по дереву, оксидирование

    Дизайн - Д.Капелюха

    Клинок - А.Курбатов

  • Нож "Эдельвейс" (2001г)

    Нож "Эдельвейс" (2001г)
    • Автор - Капелюха Дмитрий
    • Дамасская сталь, мельхиор, кость
    • Ковка, резьба, гравировка, чеканка, оксидирование

    Моделировка формы - С.Данилин

    Клинок - А.Курбатов

    Экспертное заключение
  • Нож "Дикая природа", Тула (2002г)

    Нож "Дикая природа", Тула (2002г)
    • Автор - Капелюха Дмитрий
    • Дамаск, конструкционная сталь, желтый металл, моржовый клык
    • Ковка, гравировка, чеканка, всечка
    Клинок - А. Курбатов
  • Нож в ножнах "Оленье копытце", Тула (2003г)

    Нож в ножнах "Оленье копытце", Тула (2003г)
    • Автор - Капелюха Дмитрий
    • Дамаск, конструкционная сталь, орех, кожа
    • Ковка, гравировка, чеканка
    Клинок - А. Курбатов
  • Нож "Пегас", Тула (2004г)

    Нож "Пегас", Тула (2004г)
    • Автор - Капелюха Дмитрий
    • Дамаск, желтый металл, красное дерево, мельхиор
    • Ковка, гравировка, чеканка, всечка
    Клинок - Е. Асеев

  • Нож "Грифон" (2004г)

    Нож "Грифон" (2004г)
    • Автор - Капелюха Дмитрий
    • Дамасская сталь, мельхиор, макасар
    • Ковка, резьба, выпиловка, гравировка
    Клинок - А. Курбатов
  • Нож охотничий в ножнах "Летучая мышь" (2005г)

    Нож охотничий в ножнах "Летучая мышь" (2005г)
    • Автор - Капелюха Дмитрий
    • Дамасская сталь, сталь, мореный дуб, кожа
    • Ковка, гравировка, инкрустация, оксидирование
    Клинок - Е. Асеев
  • Настольная композиция "Соседка", Тула (2006г)

    Настольная композиция "Соседка", Тула (2006г)
    • Автор - Капелюха Дмитрий
    • Дамаск, белый металл, желтый металл, лосиный рог
    • Ковка, гравировка, чеканка, всечка

    Клинок - С. Епишкин, Р. Окушко

    Длина кинжала 25,4см

    Длина клинка 14,2 см

    Ширина клинка у основания 2,8 см

  • Нож "Засуха" Тула (2007г)

    Нож "Засуха" Тула (2007г)
    • Автор - Капелюха Дмитрий
    • Дамаск, белый металл, желтый металл, лосиный рог
    • Ковка, гравировка, чеканка, всечка
    Клинок - С. Епишкин, Р. Окушко

    Общая длина - 29см

    Длина клинка - 15,8 см

    Ширина клинка у основания - 3 см
  • Нож в ножнах "Пандора" (2008г)

    Нож в ножнах "Пандора" (2008г)
    • Автор - Капелюха Дмитрий
    • Мозаичный дамаск, желтый металл, мельхиор, кожа, орех
    • Ковка, гравировка, всечка, чеканка, оксидирование
    Клинок - С. Епишкин, Р. Окушко
  • Нож на подставке "Доледниковый период" (2008г)

    Нож на подставке "Доледниковый период" (2008г)
    • Автор - Капелюха Дмитрий
    • Дамаск, белый металл, кость мамонта, окаменевшее дерево доледникового периода, найденное под Нижним Новгородом, блэквуд, эбен, сипо
    • Ковка, гравировка, всечка, чеканка, оксидирование
    Дамаск - С. Епишкин, Р. Окушко
  • Кабинетный нож "Осьминожка" (2009г)

    Кабинетный нож "Осьминожка" (2009г)
    • Автор - Капелюха Дмитрий
    • Дамаск, белый металл, падук, арагонит, олений рог
    • Ковка, гравировка, насечка, чеканка, серебрение, оксидирование
    Дамаск - С. Епишкин, Р. Окушко
  • Настольная композиция "Разбойник и леший" (2010г)

    Настольная композиция "Разбойник и леший" (2010г)
    • Автор - Капелюха Дмитрий
    • Дамаск, сталь, белый металл, мельхиор, эбен, дерево, жемчуг, кожа
    • Ковка, гравировка, насечка, чеканка, золочение, оксидирование
    Дамаск - С. Епишкин, Р. Окушко
  • Настольная композиция "Затерянный остров" (2010 г.)

    Настольная композиция "Затерянный остров" (2010 г.)
    • Автор - Капелюха Дмитрий
    Кузнец - Е. Асеев
    Участие в изготовлении подставки - Э. Скворцов
    Кузнец - Е. Асеев

    Ковка, гравировка, булино, чеканка, всечка, гальваническое покрытие,оксидирование

    Дамаск, жёлтый и белый металлы, олений рог, карбон, палеозойская эра, окаменевшее дерево из отложений Юрского периода, пробковое дерево

    Длина ножа - 26,3 см
    Длина клинка - 11, 5 см
    Ширина клинка у пяты - 3 см

    Поводом для создания работы стал случайно увиденный осколок камня, с хорошо сохранившимися отпечатком доисторических растений. В произведение органически вписался нож, который дополняет и продолжает тему, начатую самой природой. Листья, изображенные на рукояти, повторяют узор камня.  Способ крепления ножа на подставке, создает впечатление легкости, невесомости,  тонкие узоры листьев так же поддерживают эту иллюзию, а гарда в виде когтей доисторического хищника, создает динамику и вносит акцент агрессивности.
  • Настольная композиция "Артефакт" (2011 г.)

    Настольная композиция "Артефакт" (2011 г.)
    • Автор - Капелюха Дмитрий
    Кузнец - Е. Асеев
    Ковка, гравировка, булино, чеканка, гальваническое покрытие, золочение, резьба по дереву, оксидирование
    Дамаск, жёлтый и белый металлы, жемчуг, карельская берёза, эбен, гранит

    Длина ножа - 22 см
    Длина клинка - 11 см
    Ширина клинка у пяты - 2,7 см

    С
    оздавая эту работу, мне хотелось сыграть на иллюзиях восприятия. Иногда наши органы чувств подводят нас, как бы обманывают. Зрение поддается иллюзиям больше, чем другие органы чувств.  Если посмотреть на нож традиционно, то видно, лишь кабинетный нож на подставке, но попытайтесь посмотреть с другой стороны и вы увидите череп доисторического животного, где нижняя челюсть это подставка,  а верхняя челюсть и сам череп это рукоять ножа. Вы увидите горящие огнем глазницы животного, в носовую впадину вставлено кольцо, передние клыки выполняют роль гарды. На правой стороне клинка изображен дракон. Левая сторона имеет ярко выраженную структуру дамасской стали. Теплота дерева лаконично сочетается с холодным перламутром мрамора.                                                  

     Артефа́кт (от лат. artefactum — искусственно сделанное) — явление, процесс, предмет, появление которого в наблюдаемых условиях по естественным причинам невозможно или маловероятно (толковый словарь).

     В ноже «Артефакт» я решил продолжить начатую мною тему сказок и мифов. В нашем сознании драконы ассоциируются с гигантскими крылатыми чудовищами, наделенными магическими свойствами и обычно стерегущими несметные сокровища. Представления о них на протяжении веков бытуют почти у всех народов мира. Древние мудрецы и философы, считали драконов вполне реальными существами. Так являются ли они артефактом? Оглядитесь вокруг. Что могут подумать про нас люди будущего, раскопавшие груды радиоактивного пепла и обнаружившие под ними артефакты 21 века?

     
  • Настольная композиция "Хозяин леса" (2011 г.)

    Настольная композиция "Хозяин леса" (2011 г.)
    • Автор - Капелюха Дмитрий
    Кузнец - Е. Асеев
    Дамаск, жёлтый и белый металл, мрамор, орех
    Ковка, гравировка, всечка, чеканка, оксидирование
    Длина ножа - 25 см
    Длина клинка - 12,5 см
    Ширина клинка у пяты - 3,3 см
  • Нож в кожаном футляре "Листопад" (2012 г.)

    Нож в кожаном футляре "Листопад" (2012 г.)
    • Автор - Капелюха Дмитрий
    Кузнец - Р. Окушко
    Ковка, гравировка, всечка, чеканка, золочение, оксидирование
    Дамаск, желтый и белый металлы, мельхиор, медь, берёзовый кап, кожа

    Длина ножа - 24,5 см
    Длина клинка - 14 см
    Ширина клинка у пяты - 1,8 см

     От автора: Листопад одно из самых ярких явлений природы. Он лучше всего выражает сезонную периодичность в развитии растительного мира наших широт. Мне хотелось передать многоцветье и красоту природы этого времени года. Работа построена на контрасте цветов, различных оттенков золотых листьев и темного фона. Цвет вставки из березового капа поддерживает общее настроение заданной темы. Я старался сделать нож простым и лаконичным, чтобы все детали гармонично дополняли друг друга и создавали единый образ.
  • Кабинетный нож на подставке "Сказка" (2014)

    Кабинетный нож на подставке "Сказка" (2014)
    • Автор - Капелюха Дмитрий
    • Дамаск - Е. Асеев
    • Дамасская сталь, жёлтый и белый металлы, "сякудо" медь, нейзильбер, эбен, орех
    • Ковка, гравировка, чеканка, литьё, всечка, булино, серебрение, канфарение, оксидироваине
                                           Длина ножа - 26,2 см
                                           Длина клинка - 12,5 см
                                                                                                              Ширина клинка - 2,8 см
                                           От автора: Эта работа является продолжением темы сказки, к которой я уже обращался в работах «Епишка», «Соседка», «Разбойник и Леший». Сюжет выполнен на тему сказки П.П. Ершова «Конек-Горбунок». В основу работы положена Русская сказка о добром и благородном крестьянском сыне Иване и его верном друге. Несется по полю, Иван на своем Коньке-Горбунке, озаряет темноту ночи жар-птица. Дружба и бескорыстие веселый нрав, выручают героя в любых ситуациях и приводят его к успеху.
  • Нож на подставке "От Калки до Поля Куликова" (2015)

    Нож на подставке "От Калки до Поля Куликова" (2015)
    • Автор - Капелюха Дмитрий
    • Сталь СН-1 - И. Рекун
    • Сталь, жёлтый металл двух видов, белый металл, медь, эбен, падук, ореховый футляр
    • Ковка, гравировка, всечка, чеканка, булино, ювелирные техники, пескоструйная обработка, канфарение, патинирование
    Длина ножа - 275 мм
    Длина клинка - 155 мм
    Ширина клинка у основания - 35 мм
    От автора: Нож символически объединяет в себе начало и конец Монголо-татарского ига на Руси, смутное время раздробленности и потерю государственности. 31 мая 1223 года на Калке произошло первое сражение русских и половцев с монголо-татарскими войсками. Разгром на Калке обозначил смертельную опасность, нависшую над Русью.
    Итогом Куликовской битвы стало бегство Мамая и его войска. Последствия сражения оказали серьезное влияние на дальнейшую историю Руси. Хотя ордынское иго не закончилось, но создались предпосылки для того, чтобы это произошло в будущем. Кроме того, победа над Мамаем значительно усилила Московское княжество, что позволило объединить Русские земли.  

  • Нож складной "Путь к успеху", 2016 г.

    Нож складной "Путь к успеху", 2016 г.
    • Автор - Капелюха Дмитрий
    • Нож изготовлен: Chuck Gedraitis
    • Кованная сталь, титан, цирконий, желтый металл двух видов, белый металл, медь, чехол для хранения
            • Гравировка, чеканка, всечка,  булино, комфорение, патинирование, оксидировка.
            • Длина ножа - 21,5 см
            • Длина клинка - 9,5 см
            • Ширина клинка у основания - 2,2 см 
    От автора:Японская мифология богата на сказочных и необычных существ, но даже с учетом этого дракон всегда был, есть и будет самым популярным и известным мифическим животным. Он по праву считается одним из главных символов Востока. Дракон – это знак силы, магии, благородства, готовности выходить за рамки дозволенного. В Японии даже императорская одежда украшена рисунками драконов. Все легенды о драконах сходятся в одном — если человек почитает дракона и признаёт его могущество, дракон способен осыпать его несметными богатствами.        Еще один персонаж японской мифологии -  карп Кои. Легенда гласит, что отважный карп не побоялся подняться вверх по струям водопада к Вратам Дракона, и, в награду за этот подвиг, был превращен в дракона. Это деяние сделало его символом храбрости, силы и настойчивости в достижении поставленной цели. Изображение карпа является знаком неустрашимости и хладнокровия перед неминуемой участью – качества, присущие настоящему воину - самураю.
  • Нож складной "Победитель", 2017 г.

    Нож складной "Победитель", 2017 г.
    • Автор - Капелюха Дмитрий
    • Нож изготовлен: Terzuola
    • Нержавеющая сталь СРМ 154, углепластик, титан, цирконий, желтый металл двух видов, белый металл, медь, чехол для хранения
            • Гравировка, чеканка, всечка,  булино, канфарение, патинирование, оксидировка
            • Длина ножа - 23,5 см
            • Длина клинка - 10,5 см
            • Ширина клинка у пяты - 2,5 см
    От автора:  Оба сюжета изображают воина – победителя. В старину почти в каждом китайском доме было изображение повелителя демонов Чжун Куя. Считалось, что этот персонаж мифологии убережет дом от несчастий и обеспечит долгие годы жизни его обитателям. Обычно Чжун Куй представал в образе свирепого воина, который поклялся  истреблять любых демонов, угрожающих Императору Поднебесной. За долгие века Чжун Куй стал символом храбрости, достоинства  и преданности.
    Другой герой китайских мифов – обезьяна по имени Сунь Укун, что означает «открыватель секретов». Деяния чудесной обезьяны стали сюжетом множества произведений китайского фольклора, а также вошли в поговорки и пословицы. Со временем он постепенно приобретал человеческие свойства, хотя лицо его оставалось тем же. Сунь Укун обладал большой силой, благодаря волшебному железному жезлу, который можно было использовать по любому поводу, лишь произнеся заклинание. В композиции изображена сцена когда, Сунь Укун, который никак не мог подобрать себе подходящее оружие, отправился за советом к Лун Вану, дракону Восточного моря. Тот дал ему огромный железный посох. Сунь Укун назвал его «Посох моих желаний».
  • Настольная композиция "Серебряный век" в футляре, 2018 г.


    • Автор - Капелюха Дмитрий
    • Дамаск - С. Епишкин
    • Дамаск, желтый металл, белый металл, медь, эбен, мрамор, рог африканского буйвола, ореховый футляр
            • Гравировка, оброн, чеканка, всечка,  канфарение, травление, литье, оксидирование
            • Длина ножа - 28 см
            • Длина клинка - 16,8 см
            • Ширина клинка у пяты - 2,1 см
    От автора: Эпоха «модерна» - художественное направление в искусстве, сложившееся во второй половине XIXначале XX века. Его особенностями являются: отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, «природных» линий, интерес к новым технологиям (в архитектуре, в ювелирном прикладном искусстве). Стиль «модерн» пережил периоды расцвета и угасания и создал интересные художественные произведения во все видах творчества. Это время в русской культуре называют «Серебряным веком». Мне хотелось вернуть зрителя в эпоху романтизма, в эпоху сильных страстей и характеров.
  • Нож складной "Георгий Победаносец" (2018)

    Нож складной "Георгий Победаносец" (2018)
    • Автор - Капелюха Дмитрий
    • Нож изготовил - RJ MARTIN 
    • Титан, желтый и белый металлы, медь
    • Гравировка (оброн), булино, всечка медью, патинирование

  • Нож для бумаг "Мурмиллон" (2019)

    Нож для бумаг "Мурмиллон" (2019)
    • Автор - Капелюха Дмитрий
    • Кузнец - Е. Асеев
    • Мозаичный дамаск, жёлтый и белый металлы, медь, орех (футляр)
    • Ковка, гравировка (оброн), всечка, чеканка, травление, оксидирование
    Длина ножа - 24,4 см
    Длина клинка - 12 см
    Ширина у пяты - 3,8 см

    От автора: Гладиаторы-мурмиллоны появились на аренах около середины I века до н.э. Происхождение названия мурмиллон (myrmillo, mirmillo или murmillo) ведут от морской рыбы mormylos. Они представляли собой одно из самых мощных звеньев гладиаторских игр древности. Чаще всего их выставляли на бои против фракийцев, иногда против гопломахов. Бойцы, вооружённые мечами-гладиусами и овальными щитами, которые в большинстве случаев выступали в паре против более грозного соперника. Выразительные шлемы, увенчанные гребнями в виде полосатых рыб, помогали мурмиллонам в азарте боя находить друг друга, чтобы вовремя поддержать и защитить своего напарника. В случае гибели одного из двух бойцов, второй часто кончал жизнь самоубийством. Порой на арене разыгрывались целые представления. Гладиаторские бои проходили по-разному, бывали поединки единичных пар, иногда нескольких десятков, в том числе и с участием диких животных. С приходом христианства к началу IV века гладиаторские бои пришли в упадок и окончательно были запрещены за 72 года до падения Римской империи.

Награды мастера