ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Нож "Гон" (из охотничьего комплекта).

Мастера - А.В. Рязанцев (клинок, монтировка), О.С. Семенов (дизайн).

Тула, 1998г.

Сталь, дерево, белый металл.

Ковка, резьба, гравировка, инкрустация, канфарение, золочение,
оксидирование.

Длина ножа - 28.3 см; длина клинка -16.4 см; ширина клинка у пяты - 3.5 см.

Клинок ножа стальной, кованый, однолезвийный, со "взлетающим" острием, с крупным округлым вырезом у пяты со стороны лезвия. Обух плоский, суживающийся к боевому концу. От пяты до боевого конца клинок в сечении шестигранный, далее до острия - ромбический. В центральных гранях клинка с обеих сторон гравированы охотничьи сцены. На внешней стороне: у пяты голова лосихи, в центре композиции - бой двух лосей среди леса; на внутренней: у пяты голова оленя, в центральной части - пасущиеся оленихи на лесной поляне. У среза рукояти на внутренней стороне клинка гравирована лента с надписью: "СЕМЕНОВ".

Рукоять деревянная (орех), в сечении овальная, с наклоном в сторону лезвия. Боковые стороны и спинка рукояти инкрустированы проволокой белого металла (орнаментальные растительные завитки). На переднем ребре рукояти имеется выступ, предназначенный для фиксации указательного пальца руки. Прибор рукояти - навершие и ограничитель - стальные, оксидированы в черный цвет; в сечении повторяют черен, имеют выступы со стороны переднего ребра рукояти. По спинке и боковым сторонам (ограничитель - по срезу) детали прибора декорированы резным растительным орнаментом (вьющиеся стебли, листья, цветы) по проканфаренному, вызолоченному фону. Срез ограничителя - наклонный, двускатный. Рукоять смонтирована всадным способом: хвостовик полосы клинка, проходит внутри черена и фиксируется гайкой на навершии; место фиксации на чуть выпуклом срезе навершия закрыто накладкой белого металла. Накладка рельефная, резная в* виде головы рыси, оксидирована. Срезу навершия при помощи механической обработки придан матовый оттенок.

Данный нож - великолепный образец охотничьего оружия -одновременно представляет и интересную работу в области оружия художественного. Клинок данного ножа, изготовленный мастером А. Рязанцевым, - имеет достаточно часто встречающуюся в охотничьем оружии форму, и тем не менее, именно этот клинок служит отправной точкой для дизайнера О. Семенова, создающего на его основе свой уникальный художественный образ. На центральной грани клинка с обеих сторон помещены гравированные лесные сцены, при этом можно отметить показательную установку мастера: детализированные изображения заполняютграни целиком. Тем самым мы получаем не просто клинок с нанесенным на него изображением, но как бы обрамленную гравюру: ребра разбивают клинок на принципиально разные по значению области - средние "нефункциональные", декоративные грани и функциональные, сходящиеся к лезвию и обуху крайние скошенные грани, "рамки". Качество гравировки заслуживает самой высокой оценки, а сюжет одного из изображений - осенний брачный бой лосей - дал название ножу в целом. В дизайне рукояти необходимо отметить цельное композиционное решение. Различные по материалу и функциям детали, соединяясь, образуют единую, слитную рукоять, а декор металлических частей рукояти (обронная резьба на золоченом фоне) гармонично сосуществует с инкрустированной в дерево проволокой белого металла. Накладка на навершии в виде головы рыси играет, с одной стороны, декоративную роль, с другой, - подчеркивает узловое место монтажа полосы клинка. Необходимо добавить, что существуя в качестве самостоятельного изделия, нож "Гон" является и частью охотничьего комплекта, в который входит также ружье (МЦ106-12), отделанное также мастером О. Семеновым. Декоративное оформление ружья, выполненного ранее, во многом определяет и декор ножа. Насыщенность орнаментальных зон на рукояти ножа логично вытекает из необходимости сопоставления дизайна на двух предметах охотничьего комплекта. Обронный орнамент на приборе рукояти и по технике исполнения (позолота, мелко канфаренный фон), и по рисунку соответствует орнаменту на спусковой скобе ружья, инкрустация проволокой белого металла присутствует как на черене рукояти, так и на ложе ружья. При этом единый стилистически инкрустированный орнамент на ружье и ноже, имеет и отличия, происходящие из различных функциональных особенностей предметов. Если на рукояти ножа (испытывающей при использовании наибольшие механические воздействия) проволока врезана в дерево заподлицо, то на ложе ружья орнамент рельефный. И еще одна мысль дизайнера демонстрируется размещением изобразительных сцен. Если на одной стороне ножа или ружья О. Семенов помещает сцену "драматическую", динамичную (бой лосей на рукояти ножа и охоту лисицы на тетеревов), то на другой стороне следует сцена "идиллическая", гармоничная. Промежуточное положение между этими сюжетными сценами занимают статичные фигурки животных на сходных деталях предметов комплекта: рысь на срезе навершия рукояти и косуля на затыльнике приклада ружья.

Нож охотничий "Гон" является образцом художественного авторского оружия, представляет культурную ценность и, без сомнения, заслуживает интереса коллекционеров и ценителей современного русского искусства и в качестве самостоятельного произведения декоративно-прикладного искусства, и как часть охотничьего комплекта.

Научный сотрудник
Государственного историко-культурного
музея-заповедника "Московский Кремль" Чубинский А.Н.

back.gif (18479 bytes)