ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Нож на подставке "Философия"
Автор - О.С. Семенов.
Тула, 2005 г.
Изготовление клинка, дамасская сталь рукояти - Н.А. Забелина (Тула).
Дамасская сталь, белый металл, серебряная монета, поделочный камень.
Ковка, резьба, гравировка, инкрустация золотом, литье, канфарение, оксидирование.
Длина ножа 22,6 см, длина клинка по обуху 11,2 см, ширина клинка у пяты 1,7 см; диаметр гарды (ограничителя) 3,5 см; размеры подставки 11,5 х 11,0 х 6,5 см; высота ножа на подставке 28,5 см.

Нож на подставке - Оружейная композиция "Философия" - задуман и изготовлен в 2005 г. Олегом Сергеевичем Семеновым, известнейшим тульским художником-оружейником. Гравер по специальности, долгие годы О.С. Семенов
изготавливал охотничье оружие в тульском ЦКИБ СОО. В настоящее время работает в области авторского оружия, является членом многих творческих объединений, в том числе Гильдии мастеров-оружейников. Его произведения неоднократно участвовали в российских и зарубежных выставках авторского художественного холодного оружия, в том числе и Музеях Московского Кремля (одна из работ мастера по завершении выставки была передана в дар музею и в настоящее время определена на постоянное хранение в основное собрание старейшего оружейного собрания России - в Оружейную палату).
Прежние работы Олега Семенова, как правило, представляли собою высококлассные охотничьи ножи, выдержанные в рамках классического дизайна. Надежные и удобные, безупречно исполненные ножи тульского мастера служили образцами конструктивного совершенства и виртуозно исполненного декора. Представленный на экспертизу нож относится к иному жанру авторского оружия. В первую очередь это кабинетное оружие (не исключающее также функционального использования), служащее украшением интерьера.

Оружейная композиция представляет собой цельнометаллический нож, вертикально фиксирующийся на подставке, состоящей из каменного основания и водруженной на нем подковы белого металла.
Относительно узкий клинок ножа откован из дамасской стали. По обуху клинок прямой, лезвие отделено от прямоугольной в сечении пяты небольшим округлым вырезом.
Рукоять дамасской стали, гладкая. Черен незначительно сужается в средней части, нижняя обоймица и навершие - белого металла (серебряные), с резным рельефным орнаментом - ветвями лавра и дуба, зубчатыми краями. На переднем ребре рукояти у навершия имеется выступ, края которого в виде ступеньки заходят на боковые стороны черена (имитируя наличие детали, симметричной нижней обоймице рукояти). На верхнем наклонном срезе навершия золотом инкрустировано (насечено) рельефное изображение двуглавого орла со знаками власти и Андреевским крестом на груди; под изображением державы помещено клеймо автора в виде треугольной буквы "О" заключающей в себе угловатую "С" ("Олег Семенов"). Аналогичное клеймо помещено на переднем ребре обоймицы. Ограничитель (гарда) представляет собой дореволюционную серебряную монету достоинством в один рубль, сквозь которую проходит хвостовик полосы клинка. На обращенном к рукояти аверсе монеты в венке из ветвей дуба и лавра помещены надписи: номинал "Р...Ь" ("Рубль"), нечитаемый год чеканки, обозначение монетного двора "СПБ". На реверсе изображен двуглавый орел со знаками власти, под лапами орла - инициалы начальника монетного отделения "Н" и "Ф", по кругу надпись: "ЧИСТАГО СЕРЕБРА 4 ЗОЛОТНИКА 21 ДОЛЯ". По краям монеты проходит зубчатый ободок, на гладком гурте помещена полустертая надпись: "СЕРЕБРА 83 1/3 ПРОБЫ 4 ЗОЛ.82 14/25 ДОЛИ".
Изображение подковы на подставке по форме вполне соответствует реальной детали снаряжения лошади, поверхность подковы сплошь проработана канфарником. Внутри подковы зафиксирована гладкая лента белого металла, отходящая от ее основания, волнообразно "петляющая" от одной стороны подковы к другой и крепящаяся к одной из сторон декоративным гвоздем (поперечным по отношению к прямоугольным отверстиям для крепления подковы к копыту). В двух последних "петлях" ленты на линии оси симметрии подковы прорезаны два треугольных отверстия, служащие для фиксации клинка в вертикальном положении (с небольшим наклоном). Каменный постамент подставки, в который входит поддерживающий подкову штифт, представляет собой необработанный кусок природного камня неправильной формы (исключая отшлифованную нижнюю плоскость).

Как видно из описания, "Философия" - произведение с совершенно иной жанровой природой, нежели традиционный охотничий нож. Определение "Философии" как интерьерного оружия также будет неполным. Дизайн ножа кажется странным, и, несомненно, нуждается в истолковании, прояснении авторского замысла. Декоративные элементы ножа так же не будут понятны, если исходить из канонов украшения охотничьего (или, например, парадного) оружия.
Первое, что бросается в глаза при рассмотрении "Философии", - использование в произведении современного оружейника нумизматического предмета, монеты номиналом 1 рубль, отчеканенной на Санкт-Петербургском монетном дворе, судя по надписям и изображениям, в 1880 г. (при монтаже ножа надпись на аверсе с годом чеканки оказалась скрытой под торцом рукояти). При этом монета была испорчена, ее ценность как памятника нумизматики существенно уменьшилась. Далее, совершенно неуместной деталью декора данного ножа, на первый взгляд, выступает инкрустированный золотом на навершии рукояти государственный герб России. Однако перечисленные детали ножа дают ключ к его истолкованию. Заметим, что изображение герба на навершии - зеркально отраженное по отношению к отчеканенному на монете: знаки власти в когтях орла поменялись местами (традиционно справа помещается скипетр, слева - держава). С этой точки зрения двуглавый орел в верхней точке рукояти оказывается вторичным; оригиналом выступает двуглавый орел на аверсе монеты, обращенном в сторону клинка. При этом декор прибора рукояти строится как продолжение промышленного дизайна монетного знака. Листья лавра и дуба с аверса присутствуют и на нижней обоймице рукояти, а зубчатая порезка на краях деталей прибора повторяет обод монеты. Тем самым Олег Семенов предлагает парадоксальную "натурфилософскую" модель. Нож как бы вырастает из монеты, вернее, монета порождает нож, ее значимые в символическом отношении детали проявляются, "прорастают" на ноже, причем подчиняясь строгой закономерности. В то же время, нож в таком контексте не может пониматься, как пассивное порождение. Само по себе обладая мощной символикой, клинковое оружие, в свою очередь, вполне может включить в себя монету в качестве частной смысловой детали (настолько же, насколько она включена в него как один из конструктивных элементов).
Известная двойственность денежного знака, как материального носителя отвлеченных смыслов, предполагает наличие следующей оппозиции: богатство, благосостояние - духовная скудость, поклонение "презренному металлу". Другой взгляд на монету, как на мантический (гадательный) предмет, средство разрешения споров и принятия выбора, "жребий" (орел-решка), - также подчеркивает двойственность задаваемых ею смыслов. Символика и "натурфилософия", наконец, магические свойства ножа, как и клинкового оружия в целом, в свою очередь, столь же двойственны. Две основные детали ножа - клинок и рукоять - достаточно полно выражают заключенное в нем смысловое противостояние. Агрессивный, разрушающий, направленный вовне клинок и обращенная к хозяину "конформистская" рукоять. Заметим, что декоративные элементы монеты, "расползаясь" по ножу, не оставляют своих следов на этих основных деталях, клинок и черен рукояти остаются свободными от декоративной нагрузки. Воспринятые ножом чужие декоративные элементы лишь подчеркивают границу между клинком и рукоятью. При том, что государственная символика (герб), а также знаки воинской славы и триумфа - ветви дуба и лавра - гораздо уместнее на оружии, чем на денежных знаках.
Наиболее общее и фундаментальное смысловое противостояние, моделируемое Олегом Семеновым в своем произведении, весьма точно выражено в строках А.С. Пушкина: "Все мое! - сказало злато - "Все мое!" - сказал булат..." (пусть даже в "Философии" эти же первоэлементы представлены серебром и дамаском). Пожалуй, это центральный, в действительности, философский вопрос - выбор стратегии и способа освоения мира. Тем не менее, денежный знак и прокалывающий ее нож в "Философии" соединены неразрывно.
В заключение заметим, что помимо прокалывающего монету клинка, в "Философии" имеется еще одна деталь, смысл которой может быть истолкован аналогичным образом. А именно, серебряный гвоздь, крепящий на подкове ленту. Разумеется, наличие этой детали можно оправдать функциональной необходимостью или соображениями композиции. В то же время, в результате попытки символического истолкования работы в целом, остается стойкое ощущение, что каждая незначимая, на первый взгляд, часть "Философии" глубоко продумана, концептуально содержательна и исходно включена в авторский замысел. Добавим, что "Философия" является продолжением и отчасти развитием другого авторской работы Олега Семенова, а именно, ножа на подставке "Щелкунчик" (в настоящее время "Щелкунчик" принят на постоянное хранение в собрание оружия Оружейной палаты Музеев Московского Кремля). Дизайн последнего ножа также простроен как "материализация" размышлений автора не столько над оружием, сколько над человеческим бытием.
Таким образом, все вышесказанное позволяет определить нож на подставке "Философия" (автор О.С. Семенов, Тула, 2005) как единичное произведение оружейного искусства, несущее ярко выраженную художественную идею. Выполненный на высоком профессиональном уровне, "Философия" принадлежит к категории оружия, имеющего культурную ценность и, несомненно, представляет интерес не только для коллекционеров, но и для музейных собраний.

Научный сотрудник Сектора оружия
отдела "Оружейная палата"
Музеев Московского Кремля
Чубинский А.Н.

back.gif (18479 bytes)