ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Кинжал-дага "Флёр-де-лис"
Мастера - С.С. Данилов (клинок), А.П. Симагин (монтировка, дизайн).
Дамасская сталь, сталь, черное дерево.
Ковка, резьба, оксидирование, канфарение.
Длина общая - 45.0 см; длина клинка - 28.4 см; ширина клинка у пяты - 3.0 см.
Клинок дамасской стали, кованый, прямой, обоюдоострый, с выраженной прямоугольной в сечении пятой. На пяте с обеих сторон клинка выбраны три дола, далее до боевого конца продолжается центральный дол. На боевом конце клинок в сечении ромбический, с гранью.
Рукоять прямая, черен черного дерева, прибор рукояти и гарда - стальные, оксидированные (стали придан темный, насыщенный тон). Черен рукояти резной, в сечении шестигранный; в средней, расширенной части черена с обеих сторон положены овальные накладки-медальоны. В медальонах резаны орнаментальные композиции: три геральдические лилии в середине и стилизованные растительные элементы на периферии. Вытянутое навершие рукояти с гладкой шейкой, шестигранное в сечении, на гранях навершия - резные стилизованные растительные композиции по мелко проканфаренному фону. Рукоять смонтирована всадным способом: конец хвостовика полосы фиксируется на навершии шестигранной гайкой; гайку венчает небольшой шарик с неглубоко проканфаренной поверхностью. Гарду рукояти составляют крестовина с загнутыми вниз и несколько расширяющимися концами и защитное кольцо, укрепленное в огниве (средней части) крестовины с внешней стороны. Крестовина в сечении прямоугольная, ее боковые поверхности и часть поверхности кольца заняты зональным стилизованным растительным орнаментом; в орнаментальные композиции на крестовине включены головы орлов. Верхние грани крестовины мелко и неглубоко проканфарены. На одной из нижних граней крестовины выбито клеймо автора: монограмма из инициальных букв "А" и "С" (Александр Симагин) в гербовом щитке.
Одно из ведущих направлений в современном оружейном искусстве -историзм, и именно к "историческому" стилю относится представленный на экспертизу кинжал "Флёр-де-лис". В отличие от копиистики и исторических фантазий, для историзма не свойственно ни повторение известных памятников прошлого, ни вольное обращение с историческими формами. Современные мастера-оружейники, работающие в этом направлении, воспроизводят тип или образ оружия, свойственного той или иной эпохе. Данный кинжал - великолепная авторская разработка, в основе которой лежит тип европейского короткоклинкового фехтовального оружия XVI-XVII вв. - леворучного кинжала, в русской оружейной традиции называемого "дагой" Такой кинжал, входивший в вооружение фехтовальщика помимо шпаги или рапиры, во время поединка находился в левой руке фехтовальщика и предназначался не только для защиты от клинка противника, но и для нанесения поражающих ударов.
Конструкцию стальной вороненой гарды и форму клинка данной даги можно соотнести с эфесами и, соответственно, клинками второй половины XVI -начала XVII в.: более поздние образцы этого оружия имели, как правило, более сложные защитные приспособления и клинки с резко отграниченной пятой -рикассо. Данная конструкция проста и надежна: загнутые вниз концы крестовины исключают опасное соскальзывание "пойманного" клинка противника, а закрепленное в огниве кольцо гарды под большой палец кроме защитной функции способствует надежному контакту руки и кинжала.
Кинжал-дага "Флёр-де-лис" изготовлен двумя известными московскими художниками-оружейниками: мастером-клиночником Сергеем Даниловым и дизайнером Александром Симагиным. Дамасские клинки работы С. Данилова известны не только высоким качеством, но и самыми необычными, фантастическими дамасковыми рисунками. В данном случае мастер изготовил клинок со "спокойным" и плавным рисунком Дамаска, который более всего подходит для двулезвийного клинка симметричного кинжала. Наряду с центральным длинным долом, на пяте клинок имеет два боковых дола, роль которых более декоративная, нежели функциональная: эти долы подчеркивают симметрию оружия относительно центральной оси и вызывают некие "архитектурные" ассоциации. Дизайн кинжала в целом выполнен художником А. Симагиным, чей интерес к историческим и национальным формам оружия проявлялся и в прежних работах: нож "Кард" (1997 г.) - воспроизведение типа традиционного иранского оружия, нож "Ренессанс" (1999г.) - охотничий нож, в декор которого введены орнаментальные мотивы эпохи европейского Возрождения. Данная работа мастера - кинжал "Флёр-де-лис" - не только соответствует конструкции и форме европейской даги второй половины XVI в., но и представляет авторское видение свойственного этой эпохе оружейного дизайна. Заметим, что А. Симагин, сохраняя характерную форму оружия, использует материалы, которые нельзя найти в исторических образцах даг -дамасскую сталь и черное дерево. Это лишний раз подчеркивает, что данный кинжал - не столько историческая реплика (которую иной раз трудно отличить от подделки), сколько авторское произведение, авторский взгляд на оружие эпохи Ренессанса. Название кинжала "Флёр-де-лис" ("Fleur-de-Lis", франц. "Цветок лилии") следует признать удачным: изображения лилии еще в средневековье' входили в государственную символику Франции, а также Флоренции и Тосканы. Подобная географическая ассоциация не случайна, она как бы подтверждает региональное бытование даги. Наконец, изящный и лаконичный симметричный растительный орнамент, изображения геральдических лилий и вплетенных в орнамент орлиных голов являются короткой и точной отсылкой к системе декора европейского оружия как средневековья, так и раннего Возрождения. Следует отметить и лаконичность работы: мастер не перегружает кинжал декоративными или конструктивными элементами, оставляя зрителю возможность мысленно развивать и "достраивать" данный тип оружия. Итак, в данной работе А. Симагину, сохранив авторский индивидуальный почерк, удалось создать убедительный и цельный образ европейского клинкового оружия XVI - начала XVII в.
Кинжал "Флёр-де-лис" является образцом художественного авторского оружия, представляет культурную ценность и, без сомнения, заслуживает интереса коллекционеров и ценителеи современного русского оружейного искусства.
Научный сотрудник Государственного историко-культурного
Музея-заповедника "Московский Кремль" А,Н,Чубинский