На художественно-искусствоведческую экспертизу представлен образец современного авторского художественного оружия.
Нож "Гость"
Год создания - 2008 г. Россия. Москва.
Автор - Геннадий Соколов
Размеры: Длина ножа - 235мм.
Длина клинка - 133мм.
Ширина клинка - 16мм.
Толщина клинка - 4мм.
Подставка - 77х63х180мм.
Высота композиции - 263мм.
Материалы: Нержавеющая сталь 95Х18, сталь 20, белый металл, метеорит (Сихотэалинский, сертифицированный), черное дерево (эбен).
Техники: Слесарная обработка, резьба по дереву, литье по выплавляемым моделям, гравировка по стали, чеканка, инкрустация, полировка, шлифовка, канфарение, оксидирование.
Произведение "Гость" представляет собой сложную композицию, является кабинетной, мелкой пластикой и относится к категории скрытого оружия.
Работа состоит из непосредственно ножа и подставки.
Клинок ножа имеет полированную поверхность, в сечении очень сложного, переменного профиля, выполнен вручную из вязкой, очень тяжело обрабатываемой высокоуглеродистой, нержавеющей стали. Конфигурация клинка "ятаганного" типа. Со стороны лезвия у рукояти имеется небольшой паз служащий для фиксации ножа в вертикальном положении. Линии клинка плавны и естественны. Клинок гармоничен, красив, аккуратен и логичен по своей форме. Очень интересна и необычна посадка клинка в рукоять. Хвостовик клинка имеет конус с небольшим углом, соответствующим пазу с такой же геометрией в рукояти, что позволяет добиться необыкновенно плотной "закусывающей" посадки. Кроме того обушок на две трети опирается на рукоять, что обеспечивает абсолютную надежность крепления рукояти. Клинок визуально плавно перетекает в рукоять, сливается с ней и только зрительно "отрывается" от нее за счет холодного, хромистого блеска клинка.
Рукоять представляет собой фигурку белого металла, изготовленную по самшитовой модели, с последующей формовкой и литьем по выплавляемой модели, гравировкой и прочеканкой. Сам по себе способ литья по моделям, изготовленным из дерева, был известен еще в древние времена, и если такой способ изготовления модели, применялся для формовки в землю, то художник творчески развил его, заменив литье в землю на выплавляемую модель. Такой редкий, многодельный, сложный технологический процесс позволяет художнику наиболее полно выразить свой творческий замысел. По эргономике рукоять подтверждает кабинетное назначение ножа, хват легкий и удобный. Металл грамотно оксидирован в соответствии с замыслом художника. В центре фигурки, спереди находится метеоритная вставка, украшенная небольшим металлическим шариком желтого цвета, имеющая смысловое и декоративное назначение.
Конструктивно нож тщательно продуман и изготовлен в соответствии с требованиями эргономики и безопасности.
Подставка, внешне, представляет собой подобие стелы имеющий некий подиум опирающийся на четыре небольшие металлические опоры, две из которых представляют цилиндры и две оставшиеся классические формы с галтелями. Подставка изготовлена из черного декорированного дерева (эбен), с одной стороны закрытая металлической декоративной накладкой. По высоте она имеет полость для вложения клинка ножа. В верхней части полости находится "зуб" входящий в паз клинка, внизу подпружиненный шток фиксирует нож по вертикали. Для извлечения клинка достаточно нажать сверху на фигурку, нож своим жалом "утапливает" шток, и благодаря радиусному, наклонному пазу на клинке, легко выходит из зацепления с зубом, и, наоборот, при вкладывании, нож жалом прижимает шток и "зуб" входит в паз клинка. "Механика" продумана, проста и надежна в эксплуатации. Нож прочно крепится на подставке, полностью скрыт= в полости. Надо отметить, что работа относится к категории скрытого кабинетного оружия и впервые применяется в авторском художественном оружии. Такое решение интересно еще и тем, что работа имеет двойное назначение, как скульптура и как оружие и каждое из них можно рассматривать как самостоятельные, самодостаточные предметы.
Таким образом вся композиция, как конструкция надежна и устойчива.
Безусловно, представленная работа говорит о мастерстве исполнителя,= его конструкторской и технологической мысли, но без таланта мастера невозможно было бы решить задачу художника, задачу несоизмеримо более сложную v создание художественного образа, образа "Гостя" пришельца, посланника, гонца. Приятно осознавать, что и мастер и художник оказались в одном лице.
Зрительно работа представляет собой пришельца, представителя другого, чужого нам биомеханического мира, о чем-то размышляющего. И если стела условно принимается как нос космического корабля, то фигура - капитана, руководителя, мыслителя.
Интересно, что если автор для своей работы выбрал космическую тему, тему начатую в России, то форму изложения, ее язык позаимствовал у Ханса Руди Гигера. Суть "Гостя" в многомерности мира, его разнообразии форм существования.
Понятно - любой вопрос легче решать на родном языке, однако мы видим, автор взял на вооружение один из сложнейших языков, покоривших и напугавших мир своими "монстрами". Природа русского человека в его многонациональности, освоении гигантских пространств, адаптации к местным условиям. Кто в мире сейчас знает о девяти астральных телах японских старичков входящих один в один, но весь мир уже давно покорен русской матрешкой - детской игрушкой, без мистики и монстров.
Автор бросил вызов самому "великому" Гигеру. Кстати, замечательному художнику, обладателю "Оскара", художнику покорившему своих почитателей кошмарами, монстрами, ужасами.
Ни в коем случае не умоляя серьезности значения темы, темы глубокой будоражащей умы человечества, автор снимает проблему страха, страха перед неизвестностью, космосом, чужим миром. Его работа не агрессивна, не порождение "кошмарных снов". Можно обнаружить что-то эмоционально общее и в работах Николая Рериха - "Посланник", "Гонец" и в "Госте" и это общее есть и в чужеродности мира, и его необычности и ожидании встречи.
При всей "монструозности" фигуры пришельца, его специально нарочито конструктивной анатомичности, присутствует не просто интеллект, мудрость, но и благородство, фигуры, лица, позы. Он не трет пятерней затылок в задумчивости, он от Роденовского мыслителя. Художник решает проблему не только деталями, но и самой композицией в целом. Так, например, наводнившие мир всевозможные, начиная от архитектуры до мелкой пластики, фигуры "покорителей космоса", в движении,"вперед - вверх", целеустремленны и часто агрессивны, именно за счет этого движения. Тогда как у "Гостя" отсутствует само движение, его просто нет. Есть намек на движение. Зритель может только догадываться об этом. И в этом смысле очень интересна поза пришельца. Если сложенные руки, опущенные веки глаз, слегка склоненная голова, как бы блокируют движение вверх, то сама фигура, ноги и особенно стопы ног подчеркивают, по сути создают это движение.
В любом виде искусства начиная от живописи, (знаменитая Мона Лиза с ее намеком на улыбку и этим покорившим мир), до прикладного искусства, особо ценится невидимая, едва уловимая, не навязчивая сторона самой работы.
Все гениальное, все просто. Художник развернул пришельца, зрительно сместил центр тяжести композиции, и этот прием создал имитацию движение вперед и тем самым усилив идею "Гостя", идею его миссии. И ушло агрессивно захватывающе, протягивающие руки движение "вверх - вперед", оставив спокойное движение разума, мысли. Как видим идея проста, но для этого пришлось уйти от канонов, раздвинуть рамки традиций и автору это блестяще удалось.
И в целом и деталях художник получил образ "Гостя", однако для усиления сюжетной составляющей он пошел дальше и включил в композицию "текстовую" часть замысла, на левой и правой стороне подставки. Необычное расположение, форма подачи, разница в материалах, привлекают внимание. Надо сказать, что все, все до штриха работает на идею "Гостя". Это и с одной стороны прекрасно проработанная фактура черного дерева, которую зритель может принять за оплавленную поверхность обшивки корабля и гибель сгоревшей планеты, и, наконец, намек на Тунгусский метеорит, тайна, которого до сих пор остается загадкой. И фрагмент метеорита, который художник расположил в теле пришельца. Это и "зашифрованная запись" на гравированной пластинке с другой стороны подставки. И опять художник тактично подводит зрителя к разгадке изображения. Очевиден чужой мир, мир незнакомый, но при желании читаемый. Это приплюснутый череп монстра в основании стелы, явно еще не мыслителя. Это очень интересно, композиционно и сюжетно решенные, "протуберанцы" и поперечно наклонные "ребра", эффектно придающие работе "машинный" вид, с одной стороны, в то время как с другой стороны они зрительно "осаживают", приземляют всю композицию, убирая лишнюю высоту v еще одно великолепное решение художника. Это и монотонно канфаренная поверхность в рваных разводах линий и как концентратор напряжений прорыв сферы. Удивительная пластичность фигуры пришельца, законченность и логичность линии, мягкость с одной стороны принадлежность к "био" и четкие, аккуратно подрезающие линии "механо" создают образ пришельца иных миров. Как вся работа так и отдельные ее фрагменты, безусловно относятся к модерну. Автору удалось используя разные направления в модерне от Арт Нуво до Арт Деко получить практически реальный образ терминатора. Конечно, мы не можем сравнить его с натурой или фотографиями существующих пришельцев, но глядя на работу художника, мы верим и не сомневаемся, что образ правдив.
Как и всякое произведение искусства работа медитативна, но в этой работе есть еще одна совершенно неожиданная сторона - скрытое оружие. Момент извлечения ножа разрушает существующую композицию и создает новую. Причем постоянно меняющую, за счет движения, динамики происходящего. Холод блеска клинка приковывает взгляд, изменение композиции вносит новое в смысл всей работы. Пытаясь понять происходящее, снова и снова повторяется движение ножа. Сталь гипнотизирует. Эффект нов, неожидан и чрезвычайно интересен.
Работа получилась, она прекрасна читаема, и, несмотря на жесткий язык Гигера не может быть отнесена к категориям ужасов. Автору удалось доказать своей работой многомерность миров не плохих и не хороших, просто других и очень разных.
Надо отметить, что несмотря на принципиальное новое решение в авторском художественном оружии, кроме того множество чисто художественных находок, работа узнаваема и носит чистый индивидуальный авторский почерк.
Автор работы известный российский художник - оружейник Соколов Геннадий Дмитриевич, имеет высшее художественное образование. Созданием авторского художественного оружия начал заниматься с 1993 года. Основные направления в творчестве - историческое и фантазийное. Председатель Творческого союза "Гильдия мастеров - оружейников". Член Союза художников России, Творческого союза художников России, участник двух международных и всех отечественных оружейных художественных выставок, в том числе персональная выставка в Парадном вестибюле Оружейной Палаты Московского Кремля. Работы находятся в частных и музейных коллекциях. Призер конкурсов, отмечен наградами и грамотами. Участник многих печатных и мультимедийных проектов, имеет большое количество публикаций.
Представленная на экспертизу работа нож "Гость" является уникальным произведением искусства, выполненным на высоком профессиональном и художественном уровне и представляет безусловный интерес не только для любителей искусства, но и для музейных собраний федерального значения.
На основании перечня категорий предметов попадающих под действие закона "О вывозе и ввозе культурных ценностей" от 15 апреля 1993г. #4408-1 и результатам искусствоведческой экспертизы, представленный предмет нож "Гость", является культурной ценностью.
На данное оружие, как имеющее культурную ценность не распространяется "Правила оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории РФ", утвержденные постановлением Правительства РФ от 21.07.1998 #814 "О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории РФ".
Экспертиза проведена без оценки стоимости предмета.
Эксперт со стажем работы в области АХО с 1975г.,
регистрационным удостоверением #569, аттестованный
РОССВЯЗЬОХРАНКУЛЬТУРОЙ
_____________________ Тимофеев В