ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Дага на подставке. "Консул"
Москва, 1999 г.
Мастера: Соколов Г. - дизайн, монтировка; В. Ховрич - клинок; А.Корешков - травление; С. Галенкин - шлифовка клинка.
Сталь, дерево. Ковка, оброн, резьба, насечка желтым металлом, оксидирование.
Длина общая - 45.5 см.; длина клинка - 30.5 см.; ширина клинка у пяты 2.5 см.; подставка: 10.0 х 5.5 х 4.5 см.
Клинок стальной, кованый, прямой, обоюдоострый, с центральной гранью на боевом конце. Пята - рикассо клинка ярко выражена, плоская, в сечении прямоугольная, узкая (шириной 1.5 см). По каждому из ребер пяты выбраны узкие желобки. С обеих сторон клинка от пяты до боевого конца выбраны глубокие долы. В доле клинка выполнена прорезная композиция: сочетание каплевидных, овальных и круглых отверстий с двух,- трех- и четырехлепестковыми розетками. В центральной части клинка в доле сохранена площадка на которой в технике травления выполнена надпись на латинском языке: "in TE DOMINE SPERAVI" (на внешней стороне); "fide SED // CUI VIDE" (на оборотной стороне). Оба лезвия клинка и боевой конец гладкие, полированные, оксидированные. Плоскости клинка и пята украшены травленым орнаментом, имитирующим рисунок дамасской стали. Основания долов клинка украшены травленым растительным орнаментом, состоящим из резных листьев, вьющихся стеблей и завитков. Пята клинка декорирована такими же, но более крупными композициями. На внешней стороне пяты нанесены выполненные в технике травления авторские монограммы: "ВХ" - клиночного мастера В.Ховрича, "АК" - мастера травления А.Корешкова и "СГ" в фигурном щитке - автора кинжала Г.Соколова. С оборотной стороны на пяте нанесен стилизованный щиток с геометрическим орнаментом - ромбы с точками посередине. Поверхность травления отполирована до зеркального блеска.
Эфес кинжала состоит из гарды и рукояти. Рукоять резана из дерева (фисташковая), в сечении прямоугольная, слегка скругленная, гладкая, прямая с зауженными концами. Обоймы рукояти стальные, в сечении прямоугольные (нижняя трапециевидной формы, расширена к гарде). Ребра обойм гладкие, оксидированные, грани украшены резным растительным орнаментом, состоящим из крупных резных листьев. Фон орнамента проканфаренный, оксидированный. Поверхность орнамента оксидирована в более светлый цвет. С внешней стороны нижней обоймы вырезано клеймо - монограмма, состоящая из букв "С" и "Г" в фигурном щитке. Рукоять крепится на хвостовик полосы всадным способом и фиксируется навершием в форме луковицы с круглым миниатюрным пупышем на конце. Поверхность навершия сплошь украшена резным растительным орнаментом. Головка навершия и пупыш насечены желтым металлом.
Гарда состоит из крестовины и раковины. Крестовина с длинными, круглыми в сечении, расширяющимися концами. На каждом конце крестовины вырезаны по два витых, гладких, оксидированных узких желобка. Желобки образуют три "поля" - два с резным растительным орнаментом, одно - гладкое. Концы крестовины заканчиваются луковицеобразными завершениями - резными, насеченными желтым металлом. Огниво крестовины прямоугольное, с выбранными по граням вогнутыми желобками. Ребра огнива и желобки - гладкие, оксидированные. Грани украшены резным растительным орнаментом (орнамент продолжает композицию, начатую на нижней обойме рукояти). Защитная раковина фигурной формы, закреплена перпендикулярно клинку. С обеих сторон раковина украшена резным орнаментом: с внутренней стороны - состоящим из крупных вырезных листьев с включением рокальных элементов на насеченном желтым металлом фоне; с внешней стороны стилизованным растительным орнаментом на проканфаренном, оксидированном фоне.
Подставка, деревянная (фисташковое дерево), гладкая, трапециевидной формы. Стороны подставки образуют широкие вогнутые долы. Верхний срез подставки представляет собой прямоугольный паз (по размеру пяты клинка), фиксирующий клинок. На верхней плоскости подставки выбито клеймо-монограмма, состоящая из букв "С" и "Г" в фигурном щитке. Подставка установлена на четырех стальных ножках в форме луковиц с резными концами, насеченными желтым металлом.
Кинжал "Дага" на подставке, представленный на экспертизу, можно смело отнести к лучшим работам в современном российском художественном авторском оружии, изготовленным в стиле исторической фантазии. Его автор - талантливый мастер, член Союза художников России Г.Соколов. Он относится к той небольшой группе современных оружейников, которым в течение последних нескольких лет удалось не только получить известность среди коллекционеров современного художественного оружия, но и выработать свой неповторимый авторский стиль, сочетающий функциональность изделия с его декоративностью, лаконичность и достаточность украшения с высокой тщательностью и виртуозной техникой отделки каждой детали. Г.Соколов одинаково успешно работает со сталью, драгоценными материалами и деревом. Настоящая работа вне всякого сомнения имеет для Г.Соколова этапное значение. Это проявляется и в том, что им была использована любимая конструкция (в его творчестве уже давно прослеживается устойчивый интерес к западноевропейскому оружейному искусству XVI - XVII вв.), и в сложном с технической точки зрения, декоре кинжала, и даже в тщательном подборе соавторов. Клинок работы В.Ховрича был в украшен А.Корешковым. Прекрасный художник травления по металлу, А.Корешков остался верен своим принципам - его орнамент как всегда оригинален и сложен в исполнении. Только при самом внимательном изучении становится ясно, что тонкие, блестящие завитки орнамента не инкрустированы в поверхность стали, а выполнены в технике травления.
Следует отметить, что, обращаясь к исторической тематике, Г.Соколов не идет на простое копирование, а лишь заимствует классическую, отточенную временем форму, создавая вполне современное произведение. О духе времени больше говорит не сама конструкция, а удачно выполненное оксидирование ее деталей в сочетании темно- и светло-серых тонов. Единственное, за что можно подвергнуть автора критике, это за не совсем удачное использование в конструкции гарды кинжала небольшой защитной раковины - элемента, характерного для совершенно иного типа оружия (охотничьего кортика XVIII столетия). Это придает работе некоторую эклектичность.
Особо следует сказать о резном украшении деталей эфеса кинжала. Оно выполнено с высоким мастерством и тщательностью. Стилистика резного орнамента Г. Соколова очень близка декору стальных рукоятей олонецких кортиков первой четверти XVIII в. из коллекции Оружейной палаты Московского Кремля. В современном российском художественном оружии Г. Соколов практически единственный мастер (исключение составляет лишь С.Данилин из Тулы), кто повторил знаменитый русский "золотой оброн" XVIII в. При этом его исполнение автором носит уникальный, очень трудоемкий характер. Г. Соколов не золотит фон, а насекает его желтым металлом. Подобной техники нанесения золотого фона резьбы в декоре холодного оружия автору данной экспертизы не встречалось. Качество резьбы, элегантность орнамента, исключительная тактичность в выборе мест золотого фона (достойно особой похвалы то, что мастеру удалось избежать искушения вызолотить весь фон орнамента) приводит к тому, что зритель не ощущает резкого диссонанса между средневековой формой кинжала со стилизованным барочным орнаментом его декора.
Сильной стороной в творчестве Г.Соколова было умение не только создать произведение, но и преподнести его зрителю. Подставки его ножей и кинжалов не менее оригинальны чем сами изделия. В данном случае в качестве подставки кинжала он использует небольшой деревянный постамент, вырезанный, как и рукоять, из фисташкового дерева. Она совершенно не довлеет над произведением. Более того, "Дага" вполне может существовать и без нее. Вместе с тем небольшая пирамида с пазом на верхнем срезе для рикассо клинка, стоящая на изящных ножках-луковках с вызолоченными концами - неотъемлемая часть композиции. Только в тот момент, когда клинок "Даги" надежно фиксируется в пазе подставки композиция, задуманная Г.Соколовым, получает свое конечное завершение.
Представленный на экспертизу кинжал "Дага" на подставке работы Г. Соколова при участии В.Ховрича, А.Корешкова и С. Голенкина является образцом художественного авторского оружия, имеет культурную ценность и, без сомнения, заслуживает интереса коллекционеров, ценителей современного русского искусства, специалистов-оружиеведов.
Заведующий отделом Оружейная палата
Государственного историко-культурного
музея-заповедника ""Московский Кремль"
Левыкин А.К.