ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Г-ном Соколовым Г.Д, членом Гильдии мастеров-оружейников Ассоциации историков-оружиеведов
"Арсеналъ" на историко-искусствоведческую экспертизу был представлен:
Нож в ножнах "Мирабелла".
Мастера - А. Корешков (клинок, травление), Г. Соколов (дизайн, монтировка).
Сталь, белый металл, черное дерево.
Ковка, травление, резьба, канфарение, оксидирование.
Длина общая - 13.5 см, длина клинка - 7.0 см, ширина клинка у пяты - 1.7 см,
длина
в ножнах - 14.5 см
Клинок стальной, кованный, однолезвийный, прямой. Обух клинка плоский. По обуху
имеется небольшой наклон к острию клинка. На пяте клинка со стороны лезвия небольшой
вырез. С обеих сторон полоса клинка украшена орнаментом, выполненным в технике
травления, имитирующим фактуру дамасской стали. Вдоль лезвия клинка, с обеих
сторон, в технике травления выполнена узкая лента стилизованного растительного
орнамента, состоящая из повторяющихся трилистников. При изменении угла падения
света на орнамент (поворот клинка) на месте растительного орнамента возникает
сложный геометрический орнамент, создающий голографический эффект. С внешней
стороны клинка в орнаменте в технике травления выполнены инициалы мастера А.
Корешкова - буквы "АК".
Рукоять черного дерева, резная, крепится на хвостовик полосы всадным способом.
Верхняя часть рукояти расширена, в сечении прямоугольная, выпуклая, имеет небольшой
наклон к лезвию клинка. Внешняя сторона, ребро и срез верхней части рукояти
украшены резным стилизованным растительным орнаментом, состоящим из стеблей
и резных листьев. Фон орнамента проканфарен. Резной декор дополняют гладкие
шляпки гвоздиков белого металла, вбитых в центр завитков стеблей. Оборотная
сторона и спинка верхней части рукояти проканфарены. На оборотной стороне рукояти
выбито клеймо мастера Г. Соколова - монограмма, состоящая из сочетания букв
"Г" и "С" в фигурном щитке. Нижняя половина рукояти гладкая, по ребру прямоугольная,
выпуклая, по спинке овальная. Нижняя часть рукояти охвачена обоймицей белого
металла. С внешней стороны и со стороны спинки обоймица украшена резным стилизованным
растительным орнаментом на проканфаренном фоне. Внутренняя сторона и ребро проканфарены.
Поверхность белого металла оксидирована. На внутренней стороне обоймы выбито
клеймо мастера Г. Соколова - монограмма, состоящая из сочетания букв "Г" и "С"
в фигурном щитке.
Ножны черного дерева, склеены из двух половин, с выгибом на устье, внешним видом
имитируют кожаный чехол для ножа. Сечение ножен - сложное, фигурное. Переднее
ребро гладкое, имитирует заточку лезвия ножа. Спинка с внешней стороны выпуклая
украшена резным орнаментом, с внутренней стороны вогнутая, гладкая. Внешняя
сторона ножен украшена резным орнаментом, состоящим из вьющихся стеблей и крупных
резных листьев. В центр завитков стеблей вбиты гвоздики белого металла с круглыми
гладкими шляпками. В центре резной композиции изображена голова сказочного дракона.
Фон орнамента проканфарен. Наконечник ножен обозначен резной пальметтой и завершается
миниатюрным шариком белого металла. Оборотная сторона ножен проканфарена. В
ее центральной части выбито клеймо мастера Г. Соколова -монограмма, состоящая
из сочетания букв "Г" и "С" в фигурном щитке. В верхней
части оборотной стороны тремя гвоздиками закреплена скоба белого металла - оксидированная,
сплошь покрытая резным орнаментом.
Представленный на экспертизу нож в ножнах "Мирабелла" является результатом
творческого сотрудничества двух замечательных мастеров современного российского
авторского художественного оружия. Клинок, изготовленный и украшенный А. Корешковым,
традиционен и по своей конструкции и по декору. Настоящий художник травления
по металлу, А. Корешков остался верен своим принципам - его орнамент как всегда
оригинален и сложен в исполнении. Это "уже не первые эксперименты автора
со сложным геометрическим узором, требующим выполнения многократных слоев травления
под различными углами, создающих в конечном счете эффект голограммы (достаточно
вспомнить ставший классическим нож "Цветок папоротника"). В данном
случае он исполнил этот прием в ленте орнамента, помещенной вдоль лезвия клинка.
Общий дизайн изделия (изготовление рукояти и ножен, а также их декорирование)
представляется настоящей удачей Г. Соколова. Мастеру удалось органично соединить
собственный вполне узнаваемый стиль и элементы дизайна, свойственные автору
клинка А. Корешкову (последний, как правило, является автором клинков и дизайна
своих ножей, а также их непосредственным исполнителем). Дизайн ножа на первый
взгляд прост и лаконичен. Но это только кажущаяся простота: если каждая деталь,
подвергнутая самой тщательной обработке, сохраняет индивидуальную форму и декор,
то в соединении с другими конструктивными и декоративными элементами мы видим
единый, целостный художественный образ. Весьма оригинально украшение рукояти
и ножен ножа -резной стилизованный растительный орнамент по черному дереву.
Он выполнен по классическим приемам работы с белым металлом. Стиль орнамента
весьма характерен для последних изделий автора и еще раз указывает на устойчивый
интерес Г. Соколова к западноевропейскому оружейному искусству XVI-XVII вв.
В целом усилиями двух мастеров создан прекрасный нож, который может быть интересен
не только для коллекционеров - ценителей современного авторского оружия, но
и для музейных собраний декоративно-прикладного искусства.
Представленный на экспертизу нож "Мирабелла", без сомнения, представляет
культурную ценность и является образцом русского художественного авторского
оружия.
Заведующий сектором оружия Государственного историко-культурного
музея-заповедника "Московский Кремль'
Комаров И.А.