ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Кинжал на подставке "Мастер и Маргарита"


Автор - Г. Д.Соколов
Травление на клинке - А.А.Корешков
Москва, 2003
Сталь, белый металл, черное дерево
Ковка, резьба, литье, травление, канфарение, оксидирование.

Длина кинжала- 26,9см;
длина клинка 15,0 см;
ширина клинка у пяты - 1,5 см;
толщина клинка у пяты -0.5 см;
подставка 7,6 X 11.4 X 19.0 см;
высота композиции общая - 31 0 см

Клинок стальной, прямой, в сечении трехгранный, со слегка вогнутыми внешними гранями и плоской внутренней. Вся поверхность клинка покрыта травлением: внешние грани, на внутренних гранях имитирована поверхность старого металла, на боевом конце - изображение языков пламени. Рукоять белого металла, литая с гравировкой и прочеканкой, оксидированная, в виде мужской фигуры со скрещенными на груди руками, с мечом на поясе, в накинутом на плечи длинным плащом со скрывающим лицо капюшоном. На нижней складке плаща выбито клеймо вписанная в щит монограмма ГС (авторская монограмма Геннадия Соколова). Рукоять фиксируется на полосу всадным способом и фиксируется штифтом, миниатюрная головка которого помещена между складками плаща в нижней части фигуры. Подставка кинжала из черного дерева, в виде прямоугольной площадки с резными вогнутыми фасками по краям. Ножки подставки металлические, фигурные, в виде изогнутых вырезных листьев На подставке двумя шурупами вертикально укреплена резная пластина из черного дерева с округлым завершением. В нижней части пластины вырезана арка с округлым завершением, На лицевой стороне пластины врезана стальная планка с подогнутыми краями для фиксации клинка кинжала. По сторонам от планки на пластине помешены резные низкорельефные, на "проканфаренном" фоне изображения персонажей романа М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита": слева вверху - закрывшего лицо рукой Мастера, ниже - закутанного в тогу Понтия Пилата; справа вверху - полуобнаженной Маргариты, под ней - головы кота Бегемота, На задней стороне пластины помещена резная низкорельефная композиция - изображение мчащейся по воздуху рыцарской кавалькады. Над кавалькадой в дерево инкрустировано металлическое изображение луны. На нижней части пластины - резные изображения гор. В поверхность пластины на обеих ее сторонах инкрустированы шарики белого металла. Под пластиной на подставке укреплено выполненное из белого металла изображение раскрытой книги. На страницах книги выбито клеймо, вписанная в щит монограмма ГС (авторская монограмма Геннадия Соколова).
Представленная на экспертизу работа выполнена Г.Д. Соколовым, членом Союза художников России и Гильдии мастеров-оружейников, одним из ведущих современных художников - оружейников Работы Г.Д. Соколова давно известны специалистам, коллекционерам и ценителям современного авторского оружия, неоднократно демонстрировались на престижных российских и международных выставках, хранятся в частных и музейных собраниях (в том числе в собрании Государственного историко-культурного музея-заповедника "Московский Кремль").
Кинжал "Мастер и Маргарита" - первое обращение автора к литературному сюжету. Надо отметить, что в последние два-три года мастера-оружейники все чаще обращаются к русской литературе, черпая из нее темы для своих произведений. Таков, например, гарнитур работы А. Г. Георгиева "Серебряное Копытце", навеянный знаменитым сказом Бажова, таков гарнитур Е.В. Сорокина "Князь Серебряный". Прочтение литературного произведения может, однако, быть очень разным.
Георгиев и Сорокин пошли по пути прямого цитирования литературного текста, по пути создания отталкивающейся от слова реальности. На крышке гарнитура "Серебряного Копытца" - вполне реальные серебряные следы копыта волшебного козла и россыпи выбитых этим копытом самоцветов. Нож и кубок в гарнитуре "Князь Серебряный" Сорокина могли бы принадлежать благородному витязю из романа А.К. Толстого. Соколов пошел по пути введения в свое произведение изображений его героев - на первый взгляд, по более традиционному простому пути. Особое видение Соколова, видение художника-романтика, художника-символиста превратило, однако, этот путь в сложный для восприятия и потому захватывающе-интересный при его разгадывании лабиринт.
Выбор персонажей романа, объектов предметной среды, наконец, колористическое решение композиции - все это результат авторского, особого прочтения Г.Д Соколовым романа "Мастер и Маргарита" Если произведение М.А Булгакова, принято называть "романом в романе" (с разомкнутыми основными линиями Мастер-Маргарита и Понтий Пилат - Иешуа и объединяющей их фигуры Воланда), то произведение Г.Д Соколова с полным основанием можно назвать "композицией в композиции". Темы "двух романов" переплетаются в ней, образуя причудливую ткань. В центре композиции - стилет с серебряной рукоятью в виде фигуры Воланда. Необходимо отметить здесь, что такого рода фигурные рукояти можно встретить на западноевропейском художественном холодном оружии 19 в., выполненном в стилистике исторического романтизма. Здесь, собственно, и происходит закручивание фирменной "соколовской" временной спирали, когда основой для отражения романа 20 в., посвященного сюжетам первых лет христианства, служит стилистика 19 столетия. Ключевое, объединяющее столь разные эпохи понятие здесь - понятие романтизма, свойственного, хотя и совершенно по-разному, эстетике трех этих эпох. Рукоять и клинок в работе Соколова художественно нераздельны. Фигура Воланда (в длинном плаще, при шпаге) предстает такой, какой она является в романе дважды - в сцене бала и в финале. В сцене бала Воланд - карающее начало (убийство шпиона Майгеля), в финале - после "сведения всех счетов" - он, после небесной скачки, вместе со свитой исчезает в темном горном провале. Ни в той, ни в другой сцене стилета нет. Нет его и в других сценах романа, хотя клинков здесь множество - от "грязного хлебного ножа", которым Левий Матвей собирался убить Иуду, до двух ножей, которыми Иуду действительно убивают. Так почему же стилет? Видимо, здесь отражен зафиксированный в литературе мрачно-романтический образ этого оружия - оружия, рассчитанного на неожиданный, молниеносный и беспощадный удар, Майгеля убили совсем иным оружием, но так же неожиданно, молниеносно и беспощадно.
Казалось бы, эту тему можно было бы развить и уточнить помещенными на клинке травлеными изображениями - но Соколов отказывается от столь прямолинейного хода мысли. Травленое на конце клинка изображение пламени можно, конечно, связать с темой угрозы, темой убийства, но смысл его, похоже, в другом. Это пламя находится как раз над помещенной на подставке книгой, но при этом не касается ее - прямая цитата знаменитой булгаковско - воландовской фразы: "Рукописи не горят". Но вполне уместно и иное видение. Фигура Воланда (как и в финале романа) стоит над темным провалом. Стремительная стрела клинка здесь указывает направление падения Сатаны - туда, в окруженную горными кряжами тьму, в адское пламя - и Воланд, скрестив руки на груди, вглядывается во что-то страшное и неизбежное. Здесь интересен профильный ракурс композиции; фигура Воланда, лишенная опоры, парит в пространстве.
Трое из изображенных на подставке героев романа (Мастер, Маргарита, Понтий Пилат) - его главные действующие лица. Среди них нет только четвертого.- Иешуа. Его образ, отражение Христа, - самый сложный в романе. На страницах книги он появляется нечасто, но незримо присутствует постоянно. Он говорит значительно меньше, чем говорят о нем. Похоже, в работе Соколова эта особенность романа прочувствована и адекватно отражена.
Еще один важный момент: почти все, за исключением кота Бегемота, изображения героев романа в произведении Соколова лишены лиц. Лицо Воланда скрыто капюшоном, лицо Мастера - вскинутой в отчаянии рукой, лица Маргариты и Понтия Пилата теряются во мгле черного фона. В финале романа ночь - разоблачительница (черное дерево подставки) разоблачает все обманы, и тонет в болотах "колдовская нестойкая одежда".
Лишь нагло-веселая маска кота Бегемота еще видна под черным крылом ночи, остальные маски сняты. Настоящие лица героев не видны. Они где-то там, внутри. Мы не видим или почти не видим их - так же, как не слышим того важного, о чем говорят идущие вместе по лунной дорожке Понтий Пилат и Иешуа, о чем беседуют в мире покоя Мастер и Маргарита.
Как в романе, так и в работе Соколова помимо действующих и говорящих героев есть еще два - не действующие и не говорящие. Это ночь (тьма) и луна. "Тьма, пришедшая со Средиземного моря, накрыла ненавидимый прокуратором город'' - это о Ершалаиме "Тьма, пришедшая с запада, накрыла громадный город. Исчезли мосты, дворцы. Все пропало, как будто этого никогда не было на свете" - это о Москве, отражении Ершалаима. Тьма накрывает мчащуюся по воздуху кавалькаду Воланда, ночь сдирает с его свиты маски. А в ночи светит луна - то ущербная, беспокойная, при которой не может уснуть ни Понтий Пилат, ни Иван Бездомный, то полная, умиротворенная, все вокруг смягчающая. Именно эта ночь и эта луна - на подставке работы Соколова. Черный цвет черного дерева подсвечивается только разбросанными там и сям серебряными звездочками. Впрочем, звездочками ли? У Булгакова ведь тоже звезды можно легко спутать со шпорами Воланда и Мастера, огоньками, усеивающими ночную землю.
Композиция выполнена на высочайшем техническом уровне. Особого внимания заслуживает смелое введение в произведение искусственно тонированного белого металла. Учитывая все вышесказанное, можно вполне определенно утверждать: представленная на экспертизу работа Г.Д Соколова, стилет на подставке "Мастер и Маргарита" является подлинным произведением современного авторского художественного оружия и в качестве такового относится к категории оружия, имеющего культурную ценность.
Зав. Сектором оружия
и конского убранства Государственного
историко-культурного
музея-заповедника "Московский Кремль"
И.А. Комаров