ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Нож охотничий "Олень" в чехле с футляром и подставкой.

 

Мастера - С. Данилов (клинок), Г. Соколов (дизайн).

Дамасская сталь, сталь, желтый металл, белый металл, дерево, перламутр, ткань.

Ковка, резьба, литье, инкрустация, оксидирование, канфарение.

Длина общая - 30.7 см; длина клинка -- 18.0 см; ширина клинка у пяты - 3.4 см;

длина в чехле - 34.5 см. Футляр; 35.2 х 12.1 х 3.5 см. Под ставка: 26.1 х 5.1 х 6.9 см.

Клинок кованый, дамасской стали, прямой, на 1/2 длины от рукояти однолезвийный, с легким наклоном обуха к острию, далее двулезвийный. У пяты со стороны лезвия - округлый вырез. Обух клинка плоский, широкий, с рельефным резным орнаментом в виде стилизованного стебля лавра; далее резко сужающийся и переходящий в лезвие скоса. Рисунок дамаска на клинке вдоль лезвий мелкий, по плоскости голомени -крупный. Клинок у пяты украшен прорезными изображениями головы оленя в обрамлении листьев и стилизованных растительных завитков. На резном листке у пяты нанесено мельчайшее изображение божьей коровки. На внутренней голомени клинка у пяты вырезаны клейма: лигатура из букв "Г" и "С" (Г. Соколов) в фигурном щитке; три запятообразных завитка в круге (С. Данилов).

Рукоять деревянная (орех), резная, в сечении прямоугольная с чуть скругленными сторонами и ребрами, по спинке прямая, по переднему ребру у навершия слегка оттянутая. Прибор рукояти - ограничитель и навершие - стальной, оксидированный, по боковым поверхностям украшен стилизованным растительным орнаментом по проканфаренному фону. Ограничитель прямой, с оттянутым концом со стороны лезвия, в сечении клиновидный. В орнаментальный пояс ограничителя со стороны спинки рукояти введена раковина, на срезе ограничителя со стороны рукояти нанесено резное клеймо: "Г" и "С" в двойном фигурном щитке. Навершие "стаканчиком", с резным узким пояском растительного орнамента по ребру. На верхнем срезе навершия на проканфаренном фоне помещена прорезная накладка желтого металла - герб Российской империи: двуглавый орел под тремя' коронами со скипетром и державой, с изображением Св. Георгия, поражающего змея, в щите на груди и восемью гербовыми щитками на распростертых крыльях. Со стороны спинки рукояти к навершию припаяна стальная оксидированная петля для подвески ножа. В навершии имеется гнездо со шпилькой, при вынимании которой навершие открывается, освобождая доступ к гайке крепления хвостовика полосы. Спинка рукояти и часть боковых поверхностей покрыты резьбой, имитирующей технику канфарения по металлу; на боковых поверхностях в слегка заглубленных средниках миниатюрными стальными гвоздиками укреплены прорезные орнаментальные накладки с тератологическими мотивами (растительные завитки, переходящие в головы сказочных птиц). Фон средников проработан резьбой, аналогичной спинке рукояти, средники обведены рамками из инкрустированной проволоки желтого металла. На переднем ребре рукояти выбито клеймо Г. Соколова: "Г" и "С" в фигурном щитке. Подставка деревянная (орех), резная, гладкая; состоит из двух деталей: плоского поддона, в передней части которого вырезан неглубокий паз для фиксации острия клинка, и фигурной стойки с выемкой под рукоять ножа. Орнаментальная рамка, инкрустированная проволокой желтого металла, плавно переходит со стойки на поддон.

Футляр деревянный (орех), прямоугольный, крышка запирается подпружиненной металлической кнопкой. Внутренняя поверхность выложена бордовым бархатом, имеет гнездо по форме рукояти ножа; на торце боковой стенки выбито клеймо: в прямоугольном щите надпись в две строки: "Щ'и К II ТУЛА". Крышка футляра украшена резной композицией: бегущие среди леса олень и олениха. Композиция окружена резным стилизованным растительным орнаментом, а также сложным инкрустированным орнаментом, включающим завитки-стебли проволоки белого металла и выполненные из перламутра листья. В том же стиле, сочетающем резные и инкрустированные орнаментальные включения, украшены боковые стенки футляра.

Представленный на экспертизу нож на подставке выполнен двумя известными мастерами современного художественного оружия: С. Даниловым (клинок) и Г. Соколовым (монтировка, дизайн), формально, по основным использованным материалам и конструкции данный нож можно определить как охотничий, однако подчеркнуто декоративное оформление изделия, применение сложных техник украшения и материалов с богатыми репрезентативными возможностями делает его в первую очередь произведением декоративно-прикладного искусства.. Клинок работы С.Данилова отличает хорошее качество дамасской стали, изменчивый текучий рисунок Дамаска, а также фантазийная форма: сквозная прорезка клинка хорошо гармонирует с абрисом ножа в целом и, одновременно как бы задает контуры резной композиции. Следует отметить, что клеймо мастера на пяте клинка (три завитка в круге) в данном случае вырезано, а не выбито как обычно. Дизайн изделия  крайне сложен, а его декор, на первый взгляд, даже перегружен. В оформлении данного комплекта (нож, подставка, футляр) сочетаются самые разные темы, стили и способы украшения: это и государственная символика, и охотничьи композиции, и стилизованный древнерусский орнамент; это и крупная фигура оленя на клинке, и, в то же время, миниатюрное изображение божьей коровки, которое можно разглядеть только с помощью лупы. Однако все эти разноплановые элементы декора подчинены общей идее: мастеру Г. Соколову удалось создать своеобразный ансамбль, в котором любая точка зрения находит свои художественные достоинства, любой декоративный элемент оправдан формой и имеет свое продолжение и развитие. Так, нож на подставке великолепно смотрится как цельная композиция, предназначенная для экспонирования или украшения интерьера; в то же время он рассчитан и на подробный, детальный осмотр, при котором выявляются резные клейма и гербовые' щитки. Фактура оленьих рогов на клинке, переданная средствами тонкой гравировки, как нельзя лучше согласуется с рисунком Дамаска. Всюду в декоре мы встречаем изящный завиток: помимо орнаментальных включений, это и форма рукояти, и петля для темляка, и изогнутая стойка подставки. В целом данное изделие Г. Соколова производит впечатление своеобразной "энциклопедии" декора, содержащей все доступные техники и способы украшения художественного оружия.

Нож, без сомнения, заслуживает интереса коллекционеров и ценителей современного русского искусства.

Старший научный сотрудник

Государственного историко-культурного

Музея -заповедника "Московский Кремль"

И. КОМАРОВ

back.gif (18479 bytes)