ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Кинжал на подставке "Великоросс".
Автор - Г.Д.Соколов; Москва, 2002.
Клинок - А.В.Бычков (Суздаль).
Дамасская сталь, фисташковый орех, ковка, резьба, гравировка, канфарение, насечка
золотом.
Длина общая - 32.2 см; длина клинка - 20.5 см; ширина клинка пяты - 2.6 см;
подставка - 6.7 Х 4.2 Х 2.0 см.
Клинок из дамасской стали, кованый, прямой, в сечении ромбический,
на каждой его голомени по сторонам от центрального ребра выбрано по два глубоких
дола. Пята плоская, на внешней ее стороне выбито клеймо: голова быка в овале
(клеймо мастера -клиночника А.В.Бычкова).
Черен рукояти резан из фисташкового ореха, прямой в сечении овальный, с проканфаренной
поверхностью. Навершие стальное, в форме колпачка с оттянутыми по внешней и
внутренней сторонам черена фигурными аркообразными "язычками", декорировано
обронным стилизованным растительным орнаментом. Фон орнамента проканфарен и
вызолочен. На внешней стороне навершия в орнамент включено изображение фигурного
гербового щитка для помещения монограммы владельца. Нижняя часть черена обложена
стальными накладками с оттянутыми вдоль черена фигурными аркообразными "язычками",
декорированными обронным стилизованным растительным орнаментом. В орнамент включен
круг со вписанным в него фигурным гербовым щитком, на котором помещена монограмма
ГС (монограмма Геннадия Соколова).
Рукоять фиксируется на полосу всадным способом и фиксируется гайкой с округлой,
выпуклой, декорированной обронным стилизованным орнаментом головкой. На головке
прорезь для облегчения ее отвинчивания.
Подставка кинжала из фисташкового ореха, резная, с пазом под рукоять.
Представленная на экспертизу работа выполнена Г.Д.Соколовым, членом Союза художников
России и Гильдии мастеров - оружейников, одним из ведущих современных художников
- оружейников. Работы Г.Д.Соколова давно известны специалистам, коллекционерам
и ценителям современного авторского оружия, неоднократно демонстрировались на
престижных российских и международных выставках, хранятся в частных и музейных
собраниях (в том числе в собрании Государственного историко культурного музея
- заповедника "Московский Кремль").
Художественное мышление Г.Д.Соколова исторично, но исторично по особому. Ни
одна его работа ни в целом, ни в частностях не копирует оружейных шедевров прошлого.
Произведения Соколова это своеобразное эссе на исторические темы. Они нескрываемо
современны, однако искушенный взгляд обязательно выделит в них узнаваемые исторические
мотивы. Историческое время в работах Соколова закручивается прихотливыми спиралями.
Таков, например, нож "Гауди" - взгляд современного российского художника
на интерпретацию испанского средневекового искусства великим испанским художником
Нового времени, или демонстрировавшийся на проходившей в Оружейной палате Московского
Кремля выставке "Клинки России - 2001" топор "Наследник"
- русский парадный топор, каким он мог бы стать на рубеже 18 - 19 веков, если
бы к этому времени традиция изготовления и декорирования таких топоров в России
не была бы уже полностью утрачена... Оружейная тема, в данном случае выбранная
художником, совсем уж неожиданна. На экспертизу представлен кинжал, клинок которого
повторяет форму наконечников русских парадных рогатин 16 - 17 веков, а рукоять
декорирована в стилистике рококо и технике, характерной для оружейного искусства
середины 18 века - яркой и чрезвычайно трудоемкой технике обронной резьбы, в
настоящее время совершенно забытой и являющейся настоящим "ноу- хау"
Г.Д.Соколова.
Эклектика? В позитивном понимании этого слова - безусловно, да. Вместе с тем,
однако, перед нами совершенно цельная, единая вещь, причем цельность эта выражена
как в продуманной обтекаемой форме, так и в характере декора клинка и рукояти.
Разнородные, разновременный стили имеют, как это ни странно, и много общего.
Так, малозаметная деталь в декоре клинка - арочное завершение долов на пяте
- находит прямое отражение в оттянутых вдоль черена рукояти арочных "язычках"
навершия и нижней обкладки. Эти завершения - вполне "родные" как для
оружия 16 - 17, так и для оружия 18 века. Впрочем, уточним. Арочные завершения
долов естественны для восточного холодного оружия 16 - 17 веков, пластины же
обкладки черена с их вырезными краями повторяют накладки на крышках ящиков ружейных
прикладов 18 века. Здесь мы выходим уже на внутреннюю, смысловую связь декоративного
решения клинка и рукояти: и тот и другой элемент относится к парадному охотничьему
оружию, именно это их роднит в первую очередь. А еще одной - и формальной и
смысловой - связкой выступает плоская, суженная по сравнению с клинком пята
- именно такими были рикассо на западноевропейском холодном оружии 16 - 17 вв.
Итак: клинок из характерной для оружейного искусства Востока дамасской стали
и характерной для парадного охотничьего древкового оружия 16 - 17 веков формы
плавно через, западноевропейскую пяту - рикассо перетекает в рукоять, в формальном
и декоративном отношениях близкую элементам западноевропейского парадного охотничьего
огнестрельного оружия века 18. Эта тема парадной охоты, но парадной охоты какой
страны? Конечно - России, где юный император - охотник Петр II охотился в подмосковных
лесах, используя взятую из Оружейной палаты дамасскую рогатину 15 века и самые
современные, декорированные в стилистике начала 18 столетия ружья.
"Росс" - так называется этот тяжелый охотничий кинжал. Видимо, по
заметной песне - гимну "Гром победы, раздавайся! Веселися, храбрый Росс!".
Работа выполнена на высочайшем техническом уровне. Особое внимание обращают
на себя сложной структуры нарочито тяжелый дамасский клинок с прихотливо изменяющимся
рисунком и поразительно тонко исполненная резьба создает иллюзию общей ее разноуровности.
Кажется, что покрытые этой гравировкой рельефные листья и завитки уходят под
золоченый фон - "обраниваются под оброн".
Учитывая все вышесказанное, можно вполне определенно утверждать: представленная
на экспертизу работа Г.Д.Соколова, кинжал на подставке "Великоросс",
является подлинным произведением современного авторского художественного оружия
и в качестве такового относится к категории оружия, имеющего культурную ценность.
Зав. Сектором оружия
и конского убранства
Государственного
историко - культурного
музея - заповедника "Московский
Кремль"
И.А.Комаров