На художественно-искусствоведческую экспертизу представлен образец современного авторского художественного оружия.
Кортик охотничий в ножнах <Светлейший>
Год создания - 2008 г. Россия. Москва.
Автор - Геннадий Соколов
Клинок - Сергей Лунев
Размеры: - длина клинка - 550 мм
- ширина клинка у пяты - 26 мм
- толщина клинка - 4 мм
- общая длина кортика - 695 мм
- длина кортика в ножнах - 770 мм
Материалы: Булатная сталь, низкоуглеродистая сталь, золото, дерево, кожа.
Техники: Ковка, слесарная обработка, выпиловка, резьба, оброн, гравировка, таушировка, оксидировка.
Устройства: Фиксирующая шпилька ножен.
Подпружиненная чашка - защелка.
Представленная работа по конструктивным признакам является кортиком, по назначению относится к охотничьему оружию, и по уровню художественного оформления является авторским художественным оружием.
Работа состоит из кортика и ножен. Клинок кортика классический, булатный, шестигранный, в основании овальный, с тонким характерным рисунком. Грани в плоскостях ровные. Ребра прямые, четкие, ярко выраженные. Клинок красив и гармоничен. Надо отметить, что для получения необходимого художественного уровня и качества клинка, его геометрии и поверхности, правку, шлифовку и полировку производил автор сам. В практике создания авторского художественного оружия такие работы проводятся специалистами высшей квалификации, и, как правило, художниками не выполняются, за отсутствием необходимого квалитета.
На хвостовик клинка насажена гарда и рукоять, изготовленные из стали, и украшенные гравировкой и таушировкой. Рукоять на хвостовике закрепляется гайкой - навершием. Гарда сложная, прямоугольная, составная, с закрепленной на ней подпружиненной чашкой - защелкой и <усами> резьбовой своей частью ввернутыми в корпус гарды.
Ножны деревянные, обтянуты черной кожей. Устье ножен и наконечник стальные, украшенные гравировкой и таушировкой. На устье с левой стороны подпружиненная шпилька подвески кортика к поясу, справа выступ замка-защелки.
Конструктивно кортик и ножны выполнены строго по существовавшим канонам, за исключением чашки и схемы крепления кортика. В данном случае художнику для более полного решения художественного образа кортика пришлось развернуть чашку параллельно клинку и использовать ее как замок-защелку. Вместо традиционной <пуговицы> художник использует шпильку с пружиной, установив ее с левой стороны устья ножен, решив таким способом крепление и ношение кортика на поясе вместо портупеи. Необычность работы заключается в создании художественного образа в таком сложном, для такой задачи, виде оружия, как кортик.
Кортик в своем развитии прошел большой исторический путь. Появившиеся в 15 веке в Бургундии длинные, особенной формы мечи для охоты (нем. Jagdschwerter), не имели защитных дужек на рукоятях. Охотничьи мечи времен Максимилиана I, были полутораручными, иногда навершие имело форму клюва. Характерными были ножны с гнездами, где хранились инструменты - нож режущий, нож для разделки туши, шило охотничьего меча для отделения жил. В начале 16 в., охотничий меч претерпел метаморфозу: клинок укоротился, стал легче, превратившись в хиршфангер (от немецкого - олений нож). Кроме того с начала XVI века использовался и кабаний меч, к концу столетия почти не употреблявшийся. Таким образом, в конце XVI века среди европейских аристократов распространилось оружие, называемое охотничьим тесаком, оленьим ножом, или кортиком. И уже в XVII веке стали различать охотничий тесак, как более длинный, и олений нож, или кортик- более короткие. Длина этого оружия колебалась от 50 до 80 см.
Клинки были прямыми и изогнутыми, пригодными как для колющих, так и рубящих ударов. Самым замечательным в этом оружии были фигурные литые или чеканные, часто серебряные эфесы. Проводить время на охоте позволяли себе состоятельные люди. Они заказывали у резчиков и ювелиров целые сцены на рукоятях этого оружия. Среди них - фигуры собак, грызущих льва, благородные олени, вздыбленный конь, нимфы, танцующие в обнимку. Обильно украшались и ножны.
Известно, что если кортик как охотничье оружие практически ушел из мира оружия, то гораздо большее значение он приобрел на флоте. В Нидерландах такого оружия изготавливалось особенно много, и кортики попадали на корабли для разделки туш убитых животных и приготовления копченого мяса.
Пираты быстро оценили достоинства кортиков при фехтования в стесненных условиях палубы, при абордажных атаках. Они использовали их даже при игре в покер, кладя кортик перед сдающим карты, правда, назывался он в этом случае a buckhorn knife (указующий нож с рукоятью из оленьего рога). Кортики стали любимым оружием моряков. И до сих пор кортики непременная часть парадной формы различных родов войск многих армий и флотов мира.
В Россию кортик попал с Петром I, по возвращению "Великого посольства" из Западной Европы, который полюбил этот вид оружия, и часто носил его на портупее.
Таким образом, мы видим, что автор не случайно, для раскрытия образа выбрал именно охотничий кортик, как любимое оружие знати,.
При этом не надо забывать, что Меньшиков, человек беспримерной храбрости и отваги был первым российским генералисимуссом, полководцем, да и на море ему приходилось одерживать победы.
Форма кортика, его конфигурация необыкновенно изящны и красивы. И если вернуться к предыдущим работам автора, то можно заметить его великолепное владение формой создания оружия. Это и стилет <Верона>, и дага <Консул>, и <Лоренцо>, и многие другие работы, где линии изысканы и аристократичны, где благородство испанских грандов соперничает со скромной пышностью великолепной отделки. Однако, в представленной работе, казалось бы типичной для этого вида оружия, существует своя собственная конкретика образа. Это едва заметная <мешковатость> формы и отделки, подчеркивание доминирующих деталей, благодаря чему образ становится более очевидным и понятным. И эта конкретность существует во всем кортике. Автор работы <играя> формой кортика, рисунком линий как бы лепит, создает художественный образ. Он не пытается изобразить реальный портрет Меньшикова, что гораздо проще. Художник ставит себе чрезвычайно сложную задачу,- практически при полном отсутствие арсенала изобразительных средств, образно создать характер, портрет <Светлейшего>.
А ведь Меньшиков в жизни буквально строил себя, делал себе карьеру, это не просто характер человека, это его поступки, дела и биография. А биография Александра Даниловича уникальна и чрезвычайна интересна.
Александр Данилович Меншиков 1673-1729 незнатного происхождения, без всякого образования, благодаря своему природному уму, кипучей энергии и преданности Петру I, вошел в историю России как выдающийся государственный и военный деятель Петровской эпохи. Еще в детстве промышляя мелкой торговлей Александр был принят Петром I в денщики, сумел быстро приобрести не только доверие, но и дружбу. Александр Данилович был первым генерал-губернатором Петербурга (с 1703 г. до своей опалы в 1727 г.). Показав себя прекрасным кавалерийским начальником, Меншиков одержал блестящую победу над шведско-польским корпусом, сыграл большую роль в Полтавском сражении, разгромив отряд генерала Шлиппенбаха, пленив последнего. В момент столкновения армий обрушился на корпус генерала Росса, рассеяв его, что во многом предопределило победу русской армии. Во время битвы под Меншиковым было убито три лошади. За Полтаву Меншиков был удостоен чина генерал-фельдмаршала. Со вступлением на престол Петра II (сына царевича Алексея Петровича) он был удостоен чина полного адмирала и звания генералиссимуса,
По обвинениям в злоупотреблениях и государственной измене Александр Данилович был сослан со своей семьей в Березов, Тобольской губернии, где и умер 12 ноября 1729 г. в возрасте 56 лет. Человек редкого дарования, способностей, после смерти Петра стал фактически правителем России - <временщиком>
Меньшиков не потомственный аристократ и в кортике нет той <звенящей> изысканности, которую мы находим в стилете <Лоренцо> и других подобных работах автора, и это великолепный ход, которым виртуозно пользуется автор, для достижения своих целей.
Интересно и решение автора исполнить работу в викторианском стиле, тем более, что викторианский стиль появился более чем на сто лет позже эпохи Петра I. Мы видим, как грамотно автор подбирает этот стиль для более полного раскрытия образа. В искусстве это характерный стиль для периода образования нового класса - класса английской буржуазии, собственно путь <из грязи в князи>, которым прошел Меньшиков в своей жизни. И это замечательно просматривается в работе автора.
Чашка-замок-защелка, великолепно выполненная деталь в сложнейшей технике с самостоятельным композиционным решением. Пожалуй, это единственная деталь выполненная художником с аристократическим изяществом и благородством. Удивительно, но даже конструкционно она работает на создание образа, будучи как бы пристегнутой к основной работе, что неудивительно, памятуя о низком происхождении Меньшикова. Идеально исполненный орел, пожалуй, самый распространенный символ, связанный с божественностью, храбростью, верой, победой, величием и властью. Подобно льву среди зверей, орел воспринимается как царственная птица. Со стилизованной змеей в клюве орел относит нас, к мирозданию древних греков. Очень интересно и решение тушированной золотом поверхности устья ножен, фактически служащей фоном. Благодаря такому решению еще отчетливее просматривается фигура орла, как бы выходящего в пространство, уходящего от своего прошлого.
Глядя на кортик с фронта, бросается в глаза изображения на рукояти, где фигура лося, находясь значительно выше, зависает над изображением орла. Да и поза лося не вызывает особых сомнений. Что главное же главное было в этом противоречивом человеке? Автор оставляет решение этой загадки за зрителем. Орлу противостоит лось, размещенный на рукояти. Это не трепетная лань или благородный олень, традиционно украшающие оружие, по заказу аристократов. Это отнюдь не царственный орел. Лося смело можно отнести к животным отнюдь не царского происхождения. Более скромным рисунком рукояти, гарды, некоторым умышленном отсутствием традиционного изящества, размещением лося, автор напоминает нам о происхождении Меньшикова. Некая едва заметная <мужиковатость>,- скорее намек, мощного, крепко сбитого кортика, не лишенного, однако изящества, как нельзя лучше подходит к образу Меньшикова.
Работа получилась, она прекрасно читаема, несмотря на ограниченные возможности изобразительных средств, используемых автором.
Надо отметить, что, несмотря на выбор традиционного оружия с соблюдением канонов в изготовлении его, автору удалось создать кортик с собственным <лицом>. Найти новые интересные решения в авторском художественном оружии, множество чисто художественных находок. При всем этом работа узнаваема и носит очевидный индивидуальный авторский почерк. При рассмотрении работы в существующим ряду исторических охотничьих кортиков в музеях и частных коллекциях, кортик займет достойное место, выделяясь своей художественной индивидуальностью и мастерством исполнения.
Автор работы известный российский художник - оружейник Соколов Геннадий Дмитриевич, имеет высшее художественное образование. Созданием авторского художественного оружия начал заниматься с 1993 года. Основные направления в творчестве - историческое и фантазийное. Председатель Творческого союза <Гильдия мастеров - оружейников>. Член Союза художников России, Творческого союза художников России, участник двух международных и всех отечественных оружейных художественных выставок, в том числе персональная выставка в Парадном вестибюле Оружейной Палаты Московского Кремля. Работы находятся в частных и музейных коллекциях. Призер конкурсов, отмечен наградами и грамотами. Участник многих печатных и мультимедийных проектов, имеет большое количество публикаций.
Представленная на экспертизу работа кортик охотничий в ножнах <Светлейший>
является произведением искусства, выполненным на высоком профессиональном и художественном уровне и представляет безусловный интерес не только для любителей отечественной истории, искусства, но и для музейных собраний, федерального значения.
На основании перечня категорий предметов попадающих под действие закона <О вывозе и ввозе культурных ценностей> от 15 апреля 1993г. #4408-1 и результатам искусствоведческой экспертизы, представленный предмет кортик охотничий в ножнах <Светлейший>, является культурной ценностью.
На данное оружие, как имеющее культурную ценность не распространяется <Правила оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории РФ>, утвержденные постановлением Правительства РФ от 21.07.1998 #814 <О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории РФ>.
Экспертиза проведена без оценки стоимости предмета.
Эксперт со стажем работы в области АХО с 1975г.,
регистрационным удостоверением #569, аттестованный
РОССВЯЗЬОХРАНКУЛЬТУРОЙ _____________________Тимофеев В.В.
13.11.2008 года